Российские авиаторы и родственники погибших начали через суд добиваться компенсации от властей Украины и Швейцарии за гибель самолетов Ту-154 авиакомпаний «Сибирь» и «Башкирские авиалинии». Сегодня в Киеве начинается рассмотрение целой серии исков, поданных родственниками экипажа и пассажиров лайнера компании «Сибирь», который 4 октября 2001 года
был сбит украинской зенитной ракетой С-200, выпущенной в ходе учений ПВО в Крыму. Вчера же адвокаты, представляющие интересы «Башкирских авиалиний», заявили о намерении потребовать у властей Швейцарии порядка 20 млн долларов в качестве возмещения ущерба авиакомпании и родственников пассажиров российского самолета,
столкнувшегося по вине диспетчеров с «Боингом» в небе над Боденским озером 2 июля этого года.
Напомним, что в первой катастрофе погибли 78 человек - 66 пассажиров (большинство граждане Израиля) и 12 членов экипажа. Генпрокуратура РФ признала потерпевшими 102 россиян и 45 израильтян. Они намерены востребовать около 131 млн рублей компенсации за моральный ущерб. В роли ответчиков будут выступать кабинет министров, минобороны и казначейство Украины. Назначенное на сегодня слушание пройдет по иску вдовы и двух несовершеннолетних дочерей бортинженера Ту-154 Валерия Лаптева. Украинские власти, как уверяют родственники погибших, стараются затянуть процесс. Минобороны Украины ходатайствовало о приостановлении судебных слушаний, ссылаясь на то, что следствие еще не завершено, а председатель госкомиссии по расследованию катастрофы Олег Дубина не представил данных о ходе расследования. Кроме того, представитель генпрокуратуры Украины Валерий Журавель заявил, что «положительное решение суда» по искам «невозможно», пока не доказана «связь между пуском ракеты во время учений в Крыму и катастрофой самолета». Пока эта версия считается основной, однако следствие рассматривало также возможность теракта. «Подтвердить или опровергнуть мнение экспертов о взрыве ракеты над самолетом мы пока не можем, так как не найдено ни одного фрагмента внешней оболочки Ту-154 с поражающими элементами», - отмечал г-н Журавель. Найденные в обшивке самолета «металлические шарики могли быть использованы и во взрывном устройстве».
В этой ситуации родственники погибших были вынуждены направить в российскую Генпрокуратуру ходатайство о возбуждении уголовного дела по факту катастрофы, поскольку правоохранительные органы Украины за год «никому не предъявили обвинений». Истцы считают, что Россия имеет право вмешаться, поскольку «самолет авиакомпании «Сибирь», потерпевший катастрофу, является российской территорией». Посол России на Украине Виктор Черномырдин также призывал украинские власти до конца 2002 года закончить расследование катастрофы.
Примечательно, что украинские власти к поражению в суде, похоже, готовы - во всяком случае, по словам вице-премьера Олега Дубины, суммы компенсаций запланированы в украинском госбюжете-2003. Кроме того, часть споров Киев намерен уладить полюбовно - в третьей декаде декабря ожидается подписание межправительственного соглашения Украины и Израиля по выплатам компенсаций родственникам погибших.
А вот швейцарские власти еще не обозначили своей позиции по поводу катастрофы башкирского Ту-154, на борту которого были в основном школьники, летевшие на каникулы в Испанию. Адвокаты «Башкирских авиалиний» полагают, что ответчиком должно быть правительство Швейцарии, которому на 99 процентов принадлежит Skyguide, чьи диспетчеры вели самолет в момент катастрофы. Поскольку столкновение с «Боингом» произошло уже в небе Германии, Skyguide поначалу отвергла претензии юристов. Но отчет немецких авиационных экспертов показал, что скорее всего к трагедии привели неверные действия швейцарского диспетчера.
Иск из России пока еще не дошел до суда: его изучает финансовый департамент Швейцарии. По местным законам правительство может и не взять на себя ответственность за катастрофу. Тогда требование о возмещении ущерба начнет долгий путь по инстанциям. Сначала придется подать апелляцию, а потом уже - в случае отказа - перевести дело в суд.