|
|
N°205, 05 ноября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кодекс Лесина
Минпечати составило инструкцию по освещению чрезвычайных ситуаций
Минпечати России подготовило методические рекомендации, состоящие из 16 пунктов, по освещению в СМИ чрезвычайных ситуаций, представляющих угрозу безопасности людей. Теперь ведомство намерено обратиться к Индустриальному комитету СМИ (группа руководителей ряда известных СМИ) «с просьбой рассмотреть вопрос об этических нормах поведения журналистов в чрезвычайных ситуациях». Помимо общих рекомендаций о строгом соблюдении законов о СМИ и о борьбе с терроризмом, Минпечати требует избегать при освещении ЧП детальных подробностей о действиях профессионалов, занятых спасением людей. Журналистам также предписано не брать у террористов интервью по своей инициативе, не давать им прямого эфира без предварительных консультаций с органами, поскольку это может использоваться для передачи условных сигналов сообщникам, а также быть готовыми в любой момент прервать прямую трансляцию. Кроме того, запрещается монтаж документальных материалов, искажающий смысл событий. СМИ рекомендовано не стремиться стать действующим лицом в критической ситуации, не брать на себя роль посредника, а также не делать попытки получить доступ к секретной информации спецслужб, проводящих контртеррористическую операцию, и прямо сообщать, что часть информации закрыта по соображениям безопасности. Если же журналист все же оказался в числе переговорщиков, то он должен воздержаться от собственных публикаций до окончания кризиса. Также не следует мешать работать правоохранительным органам, медицинским и иным службам, чьей задачей является спасение людей, но следует учитывать, что спасение людей важнее права общества на информацию. СМИ должны информировать общественность, а не сеять панику, также необходимо избегать излишней сенсационности и натурализма, быть тактичными и внимательными к чувствам родных и близких жертв терроризма. Вдобавок необходимо своевременно предупреждать официальные органы обо всех ставших известными планах проведения террористических актов. Впрочем, в 16 пунктах Минпечати не прописало механизм, который должен регулировать правильность освещения ЧП. К примеру, не сказано, кто должен принимать решение о допуске террористов к прямому эфиру, кто может дать команду на прекращение прямой трансляции, кто имеет право оценивать «степень натуралистичности» при показе последствий теракта и т.п. Возможно, функции слежения за СМИ будут отданы Минпечати, и тогда ведомство получит значительные права дозирования информации во время ЧП.
Александр ЛИБЕРМАН