Время новостей
     N°204, 04 ноября 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.11.2002
Без отрыва от земли
Открылся авиасалон в Китае
Четвертый по счету международный авиакосмический салон Airshow China открылся сегодня в городе Чжухай южнокитайской провинции Гуандун. Это единственная в КНР авиационная выставка, проходящая под патронатом центрального правительства. Она служит главным местом встречи иностранных авиастроителей с потенциальными местными покупателями. Airshow China, как заявляют сами организаторы выставки, уже входит в пятерку важнейших авиасалонов мира. В этом году свои экспозиции в Чжухай прислали более ста ведущих международных авиакосмических фирм.

Airshow China-2002 занимает в три раза больше выставочных площадей, чем предыдущий салон 2000 года. Список экспонентов включает Boeing, Airbus, United Technologies, Rolls Royce, европейское авиакосмическое агентство EAВS, АВПК «Сухой», «Рособоронэкспорт» и еще более 20 российских оборонных предприятий.

Китай -- один из двух (наряду с Индией) традиционно крупнейших покупателей российской боевой авиатехники. По заключенному в прошлом году контракту на общую сумму порядка 2 млрд долл. Россия должна поставить в КНР 48 суперсовременных истребителей Су-30МКК. 200 истребителей того же семейства Су-27СК строятся по лицензионному соглашению в городе Шэньян на северо-востоке Китая. Сейчас ВВС Китая располагают примерно 50 Су-27.

Помимо уже приобретенных китайцами Су-27СК и Су-30МКК, АВПК «Сухой» демонстрирует на этот раз бомбардировщик Су-24МК, истребитель-бомбардировщик Су-32, штурмовик Су-39. Целесообразность отправки в Китай «натурных экспонатов» (настоящие полноразмерные самолеты) за несколько недель до открытия Airshow China оказалась под вопросом. Дело в том, что вопреки практике, принятой на международных авиасалонах, китайские власти решили в этом году не проводить демонстрационных полетов. Официально это объясняется соображениями безопасности. По неофициальной версии, популярной у иностранных авиационных экспертов, таким образом авиастроители КНР решили «подстраховать» свой новый продукт -- истребитель F-10, который впервые покажут публике в Чжухае. По своим боевым характеристикам этот самолет, как заявляют его создатели, сопоставим с российскими Су-27, МиГ-29 и американским F-16. Соответственно, с ними он и будет конкурировать за рынки третьих стран (а F-10 китайцы намереваются поставлять не только своей армии, но и за рубеж). Полеты отменили, считают эксперты, чтобы исключить вероятность любого конфуза с новой машиной.

Демонстрация самолетов «в статике» (на земле) не так зрелищна, как полеты. Поэтому до последнего момента специалисты «Сухого» сомневались, стоит ли из-за этого везти машины в такую даль. В конце концов, очевидно, поддались примеру конкурентов: американцы и европейцы приехали на Airshow China-2002 с «натурными экспонатами», а украинцы из фирмы «Антонов» показывают «живьем» самый большой на свете самолет Ан-225.

Кстати, китайский F-10 является не только конкурентом российских истребителей, но и примером российско-китайского авиастроительного сотрудничества. На F-10 установлены двигатели АЛ-31Ф производства ММПП «Салют» -- такие же, как на Су-27.

Михаил КУКУШКИН