|
|
N°204, 04 ноября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Неорганизованная преступность
В самом крупном деле о контрабанде оружия из СНГ пока не находится виновных
В Италии на днях должен был начаться суд по одному из самых громких дел о контрабанде оружия из стран СНГ в Югославию в обход эмбарго ООН. Фигурантами этого расследования западных спецслужб является целый ряд крупных коммерсантов и чиновников из стран бывшего СССР: Дмитрий Стрешинский, руководитель компании «Синтез-Ойл» Александр Жуков, гражданин Бельгии Геза Мезоси, россиянин -- глава «Синтез-Корпорейшн» Леонид Лебедев и вице-президент международной финансовой компании Fleming Family and Partners Марк Гарбер. Помимо этого итальянцы объявили о своих планах предъявить обвинения секретарю Совета национальной безопасности и обороны Украины Евгению Марчуку. Однако процесс с участием столь высоких персон не начался -- прокуроры затянули суд, требуя в вышестоящей инстанции более строгих обвинений для подсудимых.
Главным фигурантом этого скандального дела стал Дмитрий Стрешинский, который заключил стандартное соглашение со спецслужбами Италии, и большая часть обвинений базируется только на его показаниях. Еще в 80-х годах он познакомился с рядом коммерсантов, в том числе с Марком Гарбером, Леонидом Лебедевым и Александром Жуковым. Вместе они создали компанию «Синтез-Корпорейшн», которая занималась поставками нефти в Европу и США. Стрешинский, как утверждают его бывшие компаньоны, являлся заграничным представителем «Синтез-Корпорейшн». Для оптимизации финансовых потоков компании он создал при «Синтез-Корпорейшн» фирму Trade Concepts Ltd. (Нью-Джерси, Великобритания) и зарегистрировал в офшоре фирму Global Technologies International (GTI), а на Украине открыл ее филиал Global Technologies Ukraine (GTU), который возглавил экс-сотрудник КГБ Анатолий Федоренко.
В 1996 году партнеры разошлись, а «Синтез-Корпорейшн» развалилась. Александр Жуков занялся украинским проектом корпорации -- фирмой «Синтез-ойл», владеющей Одесским НПЗ и работающей в тесном контакте с ЛУКОЙЛом. В этом качестве он познакомился с Леонидом Кучмой и Евгением Марчуком. Леонид Лебедев возглавил «Синтез-Корпорейшн», по-прежнему работающую на нефтяном рынке России, и одно время его кандидатуру даже рассматривали на пост главы «Славнефти». Марк Гарбер возглавил московское представительство United City Bank, а потом стал вице-президентом Fleming Family and Partners. Самым беспокойным из этой компании оказался Стрешинский. Еще в начале 90-х годов в его кабинете был обыск в связи с расследованием дела о шпионаже в пользу Великобритании экс-начальника Главного управления Министерства оборонной промышленности СССР Вадима Синцова. А в 1997 году Стрешинского, по словам Лебедева, задержали во Франции по подозрению в неуплате налогов, но тогда за Стрешинского как за гражданина Казахстана вступились казахстанские власти.
Вновь фамилия Стрешинского всплыла уже в октябре 2001 года, когда власти европейских стран заинтересовались делом о контрабанде оружия. Тогда началось крупное расследование спецслужб Италии. Из него следовало, что еще в 1994 году силам НАТО удалось задержать судно с партией оружия, шедшее с Украины в Хорватию (на поставки туда вооружения ООН наложило эмбарго). Согласно материалам следствия, GTI и GTU представляли Украине «сертификаты конечного пользователя», где покупателями оружия числились Судан, Марокко и Нигерия (туда поставки оружия разрешены), а на самом деле переправляли его в Хорватию и Боснию. Участие в этих сделках, по версии следователей, принимали Стрешинский, Жуков, Геза Мезоси и грек Константинос Дафермос. Отмывались же деньги, как считают итальянцы, через ту самую Trade Concepts Ltd., к которой косвенное отношение имели Гарбер и Лебедев. Поводом для обвинений против них, по словам самих бизнесменов, стала всего одна финансовая проводка. В 1992 году Trade Concepts Ltd. открыла счет в австрийском банке Bawag, куда поступило 845 тыс. долларов от GTI. Итальянские следователи решили, что это была как раз одна из сумм, перечисленных за оружие. Создатель всей этой «прачечной» Дмитрий Стрешинский был задержан в Италии в 2001 году, но, по данным наших источников, он заключил стандартное соглашение со следствием и в обмен на откровенность получил свободу. По словам источников газеты «Время новостей», Стрешинский дал показания на Евгения Марчука и своих партнеров по «Синтез-Корпорейшн».
Однако в начале этого года власти Италии неожиданно отменили международные поручительства на розыск Лебедева, Гарбера и Жукова. Более того, на днях должен был начаться процесс по этому скандальному делу, но этого не произошло. Итальянские спецслужбы считают, что в данной истории действовала организованная группа, а следовательно, фигурантам скандала с оружием должна быть инкриминирована соответствующая статья. С этим категорически не согласны сами обвиняемые. Пока не начался процесс, они не вдаются в суть основных обвинений, но настаивают, что об организованных действиях тут говорить нельзя, и даже смогли добиться положительного решения суда Турина, который признал, что действовали в контрабанде оружия разрозненные люди, а не организованная группа. Прокуратура Италии с этим категорически не согласна и опротестовала такое решение в вышестоящей инстанции. Пока она не вынесет свой вердикт, суд по главным обвинениям не начнется.
Александр ШВАРЕВ