|
|
N°204, 04 ноября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Саммит железных дорог
В начале следующего года во Владивостоке встретятся железнодорожники России, КНДР и Южной Кореи для обсуждения проекта совместного строительства Транскорейской магистрали -- таков главный итог визита главы МПС Геннадия Фадеева в Пхеньян. Вместе с тем в КНДР верны традиции оставлять партнеров «в подвешенном состоянии»: срок проведения встречи во Владивостоке согласовать не удалось, по настоянию северокорейской стороны дата будут определена позднее.
Впрочем, даже само по себе согласие Пхеньяна на участие в трехсторонней встрече тоже событие. «Российская сторона удовлетворена итогами переговоров, -- констатировал газете «Время новостей» советник главы МПС Константин Пашков. -- Проект будет реализован, и Россия в любом случае получит экономическую выгоду».
Основным препятствием для реализации проекта на протяжении более чем двух лет обсуждения признается отсутствие политических гарантий со стороны КНДР и Южной Кореи о направлении грузопотоков через российскую территорию. В МПС склонны считать, что прием, оказанный в Пхеньяне российскому министру, а также московская декларация о взаимном сотрудничестве, подписанная Россией и КНДР в августе 2000 года, уже сами по себе являются гарантиями российских интересов.
Однако КНДР отказывается давать ответ на главный вопрос -- через какую страну, Россию или Китай, пойдут поток азиатских грузов и миллиарды долларов. В МПС успокаивают себя тем, что китайский проект также выходит на Транссиб, но не в Приморье, а в Читинской области, что снижает транзитные отчисления России в пользу Пекина. «Россию все равно не объехать, так что допдоходы все равно будут», -- отмечает г-н Пашков. Для российского руководства трехсторонние переговоры должны навсегда закрыть вопрос о политических гарантиях, считает советник российского министра. Но несмотря на то, что, по его словам, «основным наполнителем грузопотока Транссиба наряду с Японией является Южная Корея», согласие последней не будет решающим. Неуступчивость северного соседа может толкнуть Сеул на сотрудничество с Китаем.
Для стимулирования переговорного процесса российским чиновникам приходится использовать и вполне политические ритуалы. Геннадий Фадеев перед возвращением на родину осмотрел экспозицию музея железнодорожного транспорта КНДР, проехал в кабине машиниста по одному из участков Транскорейской магистрали, посетил Кымсусанский мемориальный дворец (усыпальница Ким Ир Сена) и возложил венки к монументу «Освобождение».
С прицелом на благоприятный исход встречи российское руководство уже выступило с инициативой создать международный консорциум для финансирования строительства и последующей эксплуатации реконструированной линии с участием России, КНДР, Республики Корея и других заинтересованных стран. Формат сотрудничества позволит привлечь под проект больший объем инвестиций. Стоимость этого проекта, по оценкам специалистов, равна 2,3--2,7 млрд долл., а срок реализации -- пять лет. Предполагается, что прибыль будет распределяться пропорционально вложению каждой из сторон. Говоря о предполагаемом вкладе России, г-н Пашков, сказал, что ее доля может дойти до 50%, и подчеркнул, что МПС не намерено заниматься благотворительностью. Уже сейчас МПС выразило готовность взять на себя финансирование подготовки ТЭО реконструкции Транскорейской магистрали. В связи с чем в ближайшее время Геннадий Фадеев намерен обратиться в правительство с предложением включить эти расходы в инвестиционную программу министерства, что, по словам его советника, добавит к 145 млрд еще 300 млн рублей.
Яна ВИКТОРОВА, Максим ГЛАДКИЙ, Хабаровск