|
|
N°203, 01 ноября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Передвижники в пути
«Правильное» искусство катают по России
Все началось 26 октября. Тогда от Лубянской площади в 13.15 отправилась организованная автоколонна из пяти автопоездов общей протяженностью 150 метров. На бортах машин размещены крупноформатные постеры шедевров живописи из собрания Третьяковской галереи. Наклеенные на борта машин картинки таковы: И.Ф. Хруцкий «Цветы и фрукты», А.И. Куинджи «Березовая роща», В.И. Суриков «Боярыня Морозова», В.М. Васнецов «Сирин и Алконост», Н.К. Рерих «Заморские гости».
Колонна сначала ездила по Москве, а затем отправилась по городам Золотого кольца России. Цель «Передвижной выставки» не только просветительская, но и коммерческая. «Сотрудничество представителей культуры с большим бизнесом демонстрирует и преемственность идеалов российского меценатства, благотворительности», -- читаем в пресс-справке. «Большой бизнес» олицетворяет компания «САВВА» -- холдинг, занимающий крупные сегменты отечественного рынка высококачественной санкерамики, текстиля и спецодежды. Группа «САВВА» стала генеральным спонсором «Передвижной выставки» потому, что названа в честь меценатов Саввы Мамонтова и Саввы Морозова. В роли специалиста по рекламе выступил холдинг «Совтрансавто». Его маркетологи обещают, что большие размеры грузовика способствуют «срабатыванию эффекта «переноса» с поверхности борта на рекламируемый товар». Иначе, конвертируемость передвижного искусства напрямую зависит от габаритов грузовых фур и количества «визуальных контактов», которые обеспечивают эти фуры, рассекая по раздолбанным шоссе России и гладким автобанам Европы.
Хотите о смысле этого «переноса» и этих «визуальных контактов» спросить? Нормальный такой смысл: великому искусству -- великий путь. Говоря языком дистрибьюторов, «транзитная реклама -- это новый сегмент рынка «наружки» не только в России, но и во многих развитых странах».
В случае с акцией Третьяковской галереи передвижническая «наружка» вкалывает на большой бизнес. В случае с акцией Русского музея и Федеральных архивов под названием «Государственный совет России. 1801--2001» -- на большую политику. Позавчера в выставочном зале на Большой Пироговской, 17 (здание Госархива РФ), показали гигантское полотно Ильи Репина «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения». Полотно висело себе спокойно в Русском музее с 1938 года. Никому не мешало. Никто его не трогал. Никто по нему не стрЫдал. Колорит, конечно, знатный, но любимой сию отмороженную арт-номенклатуру мог бы назвать разве что обер-прокурор Синода Победоносцев. Его, конечно, все помнят. Он еще сидит, сложа руки, в позе бесстрастной и бесчеловечной Немезиды в известном репинском эскизе и внутри большого «Совета» тоже. Но пришло время, и пугающая своим масштабом чиновничья «наружка» российской империи оказалась востребованной. Ее недавно привезли в Москву. Сначала вдвинули в Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца. Порадовали администрацию президента, по указу которого в сентябре 2000 года был образован Государственный совет РФ. Теперь вдвинули бочком в зал на Пироговке. И радуют нас. Высочайшей грамоты за добросовестность и усердие достоин не только автор проекта директор Госархива РФ Сергей Мироненко, но и дизайнер Давид Бернштейн. Инфернальную красоту российской бюрократии (зеленое сукно, шитые золотом мундиры, алый бархат кресел, безукоризненные по форме чернильницы и порхающие там и сям листочки-записочки) он препарировал с тем же смаком, с каким присутствовавший на вернисаже Владик Мамышев-Монро раскрасил в свое время портреты членов политбюро ЦК КПСС.
Третья часть эпопеи с раскруткой общественно и политически значимого искусства началась вчера в самом Русском музее, где открылась огромная выставка собственно передвижников. Об этой выставке читайте в одном из ближайших номеров.
Сергей ХАЧАТУРОВ