Время новостей
     N°203, 01 ноября 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.11.2002
Шоколадный беспредел
Российские кондитерские фабрики рассматривают возможность создания единого кондитерского холдинга. Стимулом для этого стало недавнее рекордное повышение мировых цен на какао-бобы и стабильное положение на российском рынке транснациональных компаний.

Если в прошлом году российские кондитерские фабрики платили за тонну какао-бобов уже с поставкой 1300--1400 долл., то сейчас цены подскочили до 2600 долл. В этой ситуации закономерным стал вопрос о сохранении качества кондитерской продукции. Ни одна из ведущих фабрик не выразила желания снижать уровень качества и сокращать покупку какао-бобов, так как интерес россиян к шоколаду заметно усиливается. По прогнозу компании Nestle, в 2003 году среднедушевое потребление шоколада в стране вырастет до 3,1 кг с 2,2 кг в 2002 году.

Как отмечают специалисты, импорт какао-сырья постоянно увеличивается и будет расти и дальше. Если за первое полугодие 2001 года Россия импортировала 25,9 тыс. тонн какао-бобов, то с января по июль этого года закупки составили 29,67 тыс. тонн. Вероятнее всего, как отмечают сами игроки, подорожание сырья будет сопровождаться ростом цен на шоколадные изделия. Они уже выросли в среднем за лето-осень этого года на 15%. А по данным агентства «Бизнес аналитика», в следующем году цены на российские шоколадные изделия могут подняться еще на 10--15%.

При этом транснациональные компании чувствуют себя на российском рынке очень даже комфортно и свои цены оставляют пока без изменений. «Западные производители, присутствующие на нашем рынке, отказываются от комментариев по этой проблеме, потому что мы работаем в разных форматах, -- говорит первый вице-президент «Красного Октября» Павел Черепанов. -- Они в России сейчас выбирают не прибыль, а рост объема рынка. Мы себе этого позволить в силу финансовых причин не в состоянии, а для них это легко».

Как с грустью отметил президент Одинцовской кондитерской фабрики Андрей Коркунов, невооруженным глазом видно, что Cadburry и Nestle дотируют свое производство в России. В результате конкуренция на «шоколадном рынке» сейчас настолько накалилась, что российские производители, занимающие лишь 30% рынка шоколада, не на шутку задумались об объединении своих усилий в борьбе за рынок.

Первый реальный шаг на этом пути сделали фабрики «Красный Октябрь» и «Рот Фронт». Они уже наладили единый процесс доставки и обработки сырья, а также координацию ассортимента и цен.

Екатерина САШЕНКО