|
|
N°203, 01 ноября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ядерные сказки Пхеньяна
Корейскому полуострову грозит новая война
Начавшиеся во вторник в малайзийской столице Куала-Лумпуре японо-северокорейские переговоры о нормализации двусторонних отношений вчера закончились полным провалом. «Пхеньян совершенно не принимает наши требования», -- пожаловались журналистам японцы. Сводятся эти требования к немедленному закрытию ядерной программы КНДР и возвращению на родину пяти японских подданных, похищенных северокорейской разведкой в 70--80-е годы, а также членов их семей.
Делегация же КНДР считает, что сначала следует нормализовать взаимоотношения, а уж потом решать волнующие японцев вопросы. Под нормализацией посланцы Пхеньяна подразумевают прежде всего получение от Японии помощи, в которой КНДР отчаянно нуждается. По данным ООН, «стране идей чучхе» требуется 512 тысяч тонн продовольствия, чтобы избежать повального голода зимой.
Во всех бедах северокорейцы винят Вашингтон. Он отверг предложение МИД КНДР обсудить судьбу ее ядерной программы в обмен на заключение пакта о ненападении, а представитель Белого Дома Ари Флейшер ехидно заметил: «Время вознаграждать за плохое поведение прошло». Между тем сами Штаты раструбили на весь мир, что в начале октября спикер парламента КНДР Ким Ен Нам лично признался госдеповцу Джеймсу Келли в разработках ядерного и другого, «более мощного» оружия. А никакой ядерной программы и в помине нет, зато есть право обладать ядерным оружием для самообороны - так северокорейские переговорщики и заявили своим ошалевшим от услышанного японским коллегам в Куала-Лумпуре. Словно в подтверждение этих слов посол КНДР в России Пак Ы Чун вчера объявил, что в условиях, когда КНДР причисляют к «оси зла», Пхеньян вправе иметь ядерное оружие.
Ситуация фантасмагорическая, уже на следующей неделе замглавы Пентагона Дуглас Файт обсудит с военными ведомствами Японии и Южной Кореи тему, деликатно названную «выработкой совместного подхода к КНДР». А американские законодатели призвали администрацию Буша использовать дипломатическое и экономическое давление на Пхеньян. Правда, южнокорейский президент Ким Дэ Чжун предупредил, что подобное давление на Пхеньян чревато «большой войной» в регионе.
Схожие высказывания звучат и в Москве, которая совершенно не удовлетворена разъяснениями Пхеньяна. «В заявлениях северокорейских представителей есть какая-то двусмысленность, - заявил замглавы российского МИДа Александр Лосюков. - Она очень опасна, потому что приводит к взаимным подозрениям и будет негативно влиять на обстановку на Корейском полуострове». Но, по словам дипломата, даже после передачи российской стороне старшим замгоссекретаря США Джоном Болтоном закрытых данных по ядерной программе КНДР Кремль «не получил убедительных доказательств ее существования».
Алексей СЛОБОДИН