Время новостей
     N°203, 01 ноября 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.11.2002
Уж кодекс близится
Новые таможенные правила могут быть приняты в декабре
К 5 декабря Государственная дума надеется закончить дискуссии по Таможенному кодексу, а к 25-му -- вынести на обсуждение палаты, с тем чтобы принять его до конца года. Об этом заявил вчера заместитель председателя бюджетного комитета Госдумы Валерий Драганов, выступая на «круглом столе» «Таможенный фактор в развитии российского бизнеса». Полгода назад Драганов и группа депутатов предложили пакет поправок к кодексу, следствием чего стало то, что законопроект был снят с обсуждения в весеннюю сессию. Теперь же, по его словам, «ни один депутат в Госдуме не заинтересован в задержке с принятием кодекса». В том же духе высказались и сидящие рядом с ним таможенники и киты бизнеса. Все согласны, что двухлетнюю дискуссию вокруг документа пора прекращать. Количество поправок слишком медленно превращается в качество. Цельной концепции не получается. До сих пор предложения всех заинтересованных сторон были настолько противоречивы, что совместить их в одном законе кажется невозможным.

Спор между ГТК и депутатами, предложившими поправки, идет вокруг степени либерализации таможенных процедур. Если еще год назад сотрудники ГТК заявляли, что таможня с «полномочиями английской королевы» не может выполнять свою главную функцию по обеспечению экономической безопасности государства, то сегодня их позиция смягчилась. По словам зампредседателя ГТК Леонида Лозбенко, на первом месте для таможенников должно стоять содействие торговле, на втором -- пополнение бюджета и лишь на третьем -- исполнение контрольных функций. Однако когда дело доходит до конкретных вопросов, таможенники уступать не готовы. В частности, они возражают против отмены лицензирования деятельности околотаможенных структур (брокеров, перевозчиков) и отмены требования таможни о предоставлении сертификата происхождения товара. Между тем именно эти позиции отстаивают депутаты. По их мнению, проверка сертификатов необходима тогда, когда участник ВЭД претендует на преференции.

Противоречия таможенников и бизнеса лежат в иной плоскости. Предприниматели, регулярно сталкивающиеся с таможней, настаивают, что проект кодекса по-прежнему содержит много отсылочных норм, позволяющих во время досмотра и оформления документов толковать законодательство в собственную пользу. По словам председателя РАТЭК (Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники) Александра Плятцевого, в кодексе необходимо закрепить экономические санкции за неправомерные действия таможенников. В то время как зампредседателя ГТК Юрий Азаров уверяет, что таможня и так поступилась многими своими полномочиями, в частности, сведя сроки проверки таможенных документов к трем дням.

Крупный бизнес отчасти поддерживает ГТК. По словам Алексея Мордашова, гендиректора «Северстали» и руководителя рабочей группы РСПП по реформе таможенной политики, полностью выхолащивать полномочия ГТК нельзя. За таможенниками, по его словам, все же должен оставаться «постконтроль» участников внешнеэкономической деятельности. Хотя бы для того, чтобы препятствовать криминальным поступкам или созданию монополий в околотаможенной инфраструктуре.

При этом РСПП настаивает на том, чтобы поднять в кодексе «уровень принятия решений». Чтобы не офицер на таможенном посту, а начальник регионального таможенного управления решал, соответствуют ли действия экспортера требованиям закона.

По общему мнению, ради ускорения принятия кодекса все многочисленные поправки можно тем не менее постараться свести в один документ. И этот эклектичный закон будет все же лучше, чем действующий ныне кодекс 1991 года, созданный еще во времена СССР. Однако существует опасность того, что новый Таможенный кодекс может постичь судьба бесконечно переписываемого Налогового кодекса. Драганов уже заявил, что не собирается сейчас «биться за поправки», а будет вносить их после вступления кодекса в силу. Наверняка так же поступят и остальные.

Ирина СКЛЯРОВА