Неожиданное продолжение получила криминальная эпопея вокруг Александра Бора по кличке Тимоха - человека, называемого спецслужбами главой русской мафии за рубежом. В прошлом году он был
приговорен в Германии к пожизненному заключению. На днях федеральный верховный суд ФРГ полностью отменил вынесенный ему приговор, посчитав вердикт незаконным. Теперь судьба Бора будет решаться снова, что, очевидно, опять станет предметом обсуждения для руководств спецслужб целого ряда стран.
На Запад Тимоха, отсидев несколько сроков в Белоруссии, подался еще в конце 80-х годов и тогда же познакомился с элитой «русской мафии» в США: авторитетами Иосифом Ройцисом (Людоед), Борисом Найфельдом (Биба), Ефимом Ласкиным. А когда Ласкина убили в 1991 году в Германии, Александр Бор вернулся на родину. Вновь в США Тимоха отправился только в 1994 году, вслед за своим знаменитым приятелем вором в законе Вячеславом Иваньковым по кличке Япончик. Сотрудничество их длилось недолго - ФБР обвинило Иванькова в вымогательстве денег у бизнесменов, связанных с российской финансовой пирамидой Чара-банком», и он получил крупный срок.
Как утверждают в спецслужбах США, после ареста Япончика среди гангстеров началось обсуждение новой кандидатуры на освободившееся место главы «русской мафии» за рубежом. Предпочтение было отдано Бору. По данным ФБР, за короткий срок Тимоха сумел наладить контакты с американскими мафиозными семьями Гамбино и Гравано и прокрутил с ними ряд финансовых афер. Гангстеры создавали подставные фирмы, якобы специализирующиеся на строительстве полей для гольфа. Потом люди мафии с Уолл-стрит искусственно вздували цены на их акции и перепродавали. Когда стоимость ценных бумаг достигала высшей отметки, фирмы просто исчезали. Вкладчики и инвесторы оставались ни с чем, доходы же мафии исчислялась сотнями миллионов долларов.
ФБР долго не могло выйти на организаторов таких афер, и следствие сдвинулось с мертвой точки только после внедрения в бригаду Александра Бора специального агента. Им, как позже выяснилось, был россиянин Михаил Сыроежин. В свое время он входил в руководство телекомпании «Петербург - 5-й канал», и прокуратура его обвиняла в присвоение 2 млн долларов при покупке техники для телеканала. Сыроежин тогда сбежал в США, где заключил с ФБР стандартное соглашение. Американские власти пообещали не выдавать его России, а тот взамен под именем Майк Гесс (эта фамилия его бабушки) внедрился в группировку Бора и даже стал ее финансистом. Когда Сыроежин собрал всю необходимую информацию, ФБР начало облаву. Удалось арестовать всех участвовавших в афере представителей кланов Гравано и Гамбино и большинство членов бригады Бора, в том числе и его сына. Сам Тимоха умудрился сбежать.
Как выяснилось, он попытался по греческому паспорту проехать в Австрию через Германию, где и был схвачен. Власти ФРГ обвинили Бора в вымогательстве и убийстве того самого Ефима Ласкина. Последнего, кстати, до своей гибели немецкая полиция неоднократно арестовывала по подозрению в контрабанде алмазов, золотых монет царской чеканки, икон и т.д. Российские и западные спецслужбы называли его главой русской мафии в Европе.
Рассмотрение дела Бора суд Мюнхена начал весной прошлого года. Согласно данным обвинения, у Ласкина был конфликт с Борисом Найфельдом. Когда они приехали на переговоры на одну из автостоянок Мюнхена и разговор пошел на повышенных тонах, выскочил Бор в парике и зарезал Ласкина.
Слушания на процессе не заладились изначально. Спецслужбам ФРГ так и не удалось найти главного свидетеля - Найфельда, а объяснить его отсутствие на процессе они вразумительно не смогли. Потом на суде выступил представитель управления по борьбе с наркотиками (ДЕА) США Луис Кардинали, заявивший, что слышал от «своего агента Иосифа Ройциса», будто Ласкина зарезал именно Бор. Однако Ройцис (сейчас он находится под защитой спецслужб Италии) за свой приезд на суд запросил у германских властей 3 млн долларов, а когда получил отказ, заявил под видеозапись, что никогда не видел ни Кардинали, ни Бора. Сложности возникли и с уликами - париком и платком (на них якобы была кровь Бора), обнаруженными на месте убийства Ласкина, поскольку экспертиза проводилась десять лет назад.
По информации газеты «Время новостей», руководители немецкой полиции прилетали в Москву вместе с президентом Герхардом Шредером и обсуждали судьбу авторитета с российскими коллегами. Участвовали в переговорах и представители ФБР. Делу Бора придавалось большое значение - в Европе это был первый процесс над «русским мафиози» такого уровня. В результате год назад Александра Бора приговорили к пожизненному заключению. Однако, как нам заявил немецкий адвокат Бора, на днях Федеральный верховный суд Германии отменил это решение, признав, что было допущено слишком много процессуальных ошибок (большинство из которых приведены выше), и отправил дело на новое рассмотрение в суд Мюнхена.