|
|
N°203, 01 ноября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Прибалтийский дух Джохара Дудаева
Власти Литвы не спешат закрывать «офисы Ичкерии»
В Литве может быть закрыто представительство непризнанной республики Ичкерия, сообщила вчера газета «Литовский курьер». Для этого Москве достаточно предъявить Вильнюсу доказательства причастности Аслана Масхадова к теракту в московском театре. На днях «ичкерийский офис» был закрыт в Азербайджане, с таким же требованием обратились вчера и к властям Эстонии русскоязычные депутаты местного парламента.
Одновременно в Латвии Рижская дума на следующей неделе рассмотрит вопрос о переименовании небольшой улочки Джохара Дудаева (возможно, ей вернут старое название -- улица Космонавтики, как это было до 1996 года). Таблички с новым названием кто-то и раньше замазывал краской, однако позиция мэрии изменилась только после трагедии в Москве. «Люди понимают, что Дудаев косвенно причастен к тому, что случилось в российской столице. Это он выпустил из бутылки джинна терроризма», -- заявил вице-мэр Риги Сергей Долгополов.
Тем не менее на территории бывшего СССР отношение к чеченскому сепаратизму до сих пор неоднозначное. Та же Литва тому подтверждение. На официальном уровне Вильнюс всегда признавал территориальную целостность России. Но многие литовцы и сейчас всей душой поддерживают устремление чеченских «повстанцев» к государственности.
Так, сразу после захвата заложников в Москве Русская партия Литвы обратилась к столичному мэру Артурасу Зуокасу с требованием о переименовании площади, носящей имя Джохара Дудаева. Реакция мэра была отрицательной. Отказ он мотивировал рассуждениями, что Дудаев -- это борец за независимость родины, к теракту отношения не имеющий. И вообще, мол, надо еще без эмоций разобраться, что же произошло в российской столице. Под разными соусами мэра поддержали и другие члены горсовета.
Еще более показательно участие в «чеченском конгрессе» в Копенгагене г-на Витаутаса Ландсбергиса. Бывший председатель Верховного совета Литвы, а позднее -- спикер сейма (ныне просто член сейма), в датской столице был представлен как «бывший президент». Поскольку в сейме возник вопрос о характере участия депутата Ландсбергиса в чеченском мероприятии, он поспешил подчеркнуть, что отправился в Копенгаген как частное лицо в поисках мирного решения чеченской проблемы. Такие объяснения, похоже, удовлетворили руководство сейма.
Впрочем, не все депутаты думают одинаково. Соцдемократ Юозас Райстянскис, узнав о захвате заложников в Москве, объявил о выходе из группы по межпарламентским связям с Чеченской Республикой, в которую входят 11 человек. «Масхадов должен был обратиться к своим людям и запретить брать заложников», -- заявил он.
И даже по поводу офиса чеченских сепаратистов, чей «ичкерийский» флаг развевается прямо в центре Вильнюса, у литовских политиков нет единого мнения. Гедиминас Киркилас, председатель парламентского комитета по иностранным делам, заявил, что это общественное учреждение, занимающееся информационно-культурной деятельностью, и ему ничего «не грозит». Он сослался на заключение госбезопасности, по сведениям которой связей этого представительства с террористическими организациями не обнаружено. Не видят причин для закрытия и в МИДе. Временно исполняющая обязанности директора департамента информации министерства Дайва Римашаускайте подчеркнула, что «представительство не является дипучреждением, МИД Литвы не занимался его открытием», а потому в его компетенцию не входит наблюдение за деятельностью этой общественной структуры.
Владимир СКРИПОВ, Вильнюс