|
|
N°202, 31 октября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бефстроганов на гарднере
Юбилейная реставрация петербургских дворцов во многом следует сценарию «потемкинских деревень»
Архитектурный комплекс, носящий до настоящего времени название Строгановский дворец, является своего рода учебником по истории петербургской архитектуры. Здесь сохранились подлинные интерьеры выдающихся мастеров от начала XVIII до конца XIX века (Растрелли, Воронихина и др.). Закономерно, что возникла идея превращения здания в музей. Она появилась не сегодня, а 100 лет назад, накануне 200-летия Северной Пальмиры. Ее сформулировали члены знаменитого объединения «Мир искусства». Тогда же было решено, что музеефикации дома Строгановых должна предшествовать его реставрация, которую, действительно, неоднократно начинали на протяжении XX века, впрочем, коллекций сохранить не смогли (они переданы в Эрмитаж, Русский музей и частично проданы).
Нынешняя реставрация, проводимая Русским музеем, началась в 1990 году и не будет закончена к 300-летию Петербурга. В середине ноября откроются залы первого этажа, где разместится очередная выставка. Нет сомнения в том, что стены в конечном итоге отремонтируют. Но помимо восстановления убранства интерьеров и фасадов необходимо решить еще одну важную проблему: адекватного использования уникального архитектурного памятника. Такая задача, к сожалению, даже не ставилась, причем не только в этом, но и в других петербургских проектах, где подчас реставрация ведется ради нее самой. Можно вспомнить безликий Шереметевский дворец, ставший пристанищем второстепенных коллекций, Михайловский замок, где нет ничего о российском Гамлете -- Павле I, а также и другие здания, реставрация которых, строго говоря, является исключительно фасадной.
В большом дворце на Невском нашлось место для галереи современного искусства, художественного магазина, обменного пункта, экспозиции восковых фигур, странного вида закусочной и ее роскошного офиса. А экспозиции, посвященной владельцам дворца -- знатной семье мецената, президента Академии художеств Александра Сергеевича Строганова (в старой транскрипции -- Строгонова), нет и в помине. Администрация Русского музея, более десяти лет эксплуатирующая один из самых старых и надежных брендов блестящей столицы империи, категорически не хочет (панически боится?) передать в свой же филиал (Строгановский дворец) хотя бы одно произведение из коллекции Строгановых! После дорогостоящей и многолетней работы в залах дворца будет выставлен фарфор Гарднера, а затем предполагается открыть в нем очередной музей частных собраний (таковым стал, по существу, Шереметевский дворец, другой открыт в Петергофе). Спору нет, можно и нужно знакомить публику с фарфором, а также поощрять дарения. Однако не будет ли архитектурное убранство шедевра Растрелли и Воронихина в несколько раз превосходить качество экспонатов?
Эрмитаж, с тоской наблюдающий за судьбой своего прежнего филиала, подает сигналы о сотрудничестве, в частности, перечислил компенсацию за показ произведений из бывшей коллекции Строгановых в Америке на реставрацию Минерального кабинета, одного из главных шедевров своего прежнего донора. Этот благородный жест не позволил тем не менее преодолеть бюрократические барьеры, которые препятствуют действительному возрождению Петербурга. Нелишне вспомнить, что город кроме стен имеет и душу, то есть наполнявшие дворцы произведения искусства, характеризовавшие своих владельцев. В настоящий момент лихорадочная покраска Петербурга не может замазать отсутствие какой-либо внятной музейной программы. А раскинувшийся в центре Строгановского дворца шатер-ресторан о бывшем владельце может навеять ассоциации сугубо гастрономические. Бефстроганов и чай пробовали многие, пусть даже не на гарднеровском фарфоре.
Иван ЛУКИН, Санкт-Петербург