Дипломатическая война между Россией и Данией, разгоревшаяся из-за
проведения в Копенгагене «всемирного чеченского конгресса» на фоне
трагедии с захватом заложников в Москве, приобрела новый поворот. Вчера утром, то есть уже после завершения «чеченской сходки», датская полиция арестовала в Копенгагене одного из ее организаторов - Ахмеда Закаева, личного представителя Аслана Масхадова и вице-премьера «независимой Ичкерии». Арест был произведен по запросу российских властей, причисляющих его к террористам.
Таким образом, очевидно, власти Дании решили прекратить с Россией открытую конфронтацию по чеченской проблеме. Хотя принципиально свою позицию они, похоже, не собираются пока менять. Представители российских спецслужб, вчера хоть и оценили арест Закаева «положительно», но не скрывали, что на данный момент это означает скорее попытку найти дипломатический компромисс. И в Москве, по нашим сведениям, вероятность выдачи Ахмеда Закаева России оценивали равной где-то десятым долям процента. Причем даже вне всякого политического контекста. Просто между Россией и Данией нет соглашения о правовой помощи, и правоохранительные ведомства этих стран ранее вообще почти не контактировали и не имеют опыта взаимной выдачи не то что террористов, но даже простых уголовников.
Впрочем, при любом исходе арест одного из сподвижников Масхадова заметно ослабит остроту отношений между Россией и частью Европы по вопросу «чеченского терроризма». Добросовестно отреагировав на ордер Интерпола на задержание Закаева, власти Дании формально все свои обязательства выполнили. Далее судьбу чеченского лидера должен будет решать суд. И потому, если г-н Закаев и не уедет в Россию, вопрос перейдет в плоскость сугубо юридическую - качества собранных российскими властями доказательств или даже «несостыкованности» законов двух стран (проблемой, к примеру, может стать даже способ сбора улик).
В международный розыск Ахмед Закаев был объявлен год назад. В сентябре 2001 года Генпрокуратура РФ заочно предъявила ему обвинение по трем статьям УК - организация незаконного вооруженного формирования, вооруженный мятеж и посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов. По данным российских спецслужб (переданных, кстати, в понедельник датской полиции и послуживших непосредственной причиной ареста Закаева), в 1996-1999 годах Ахмед Закаев создал и руководил так называемым «исламским батальоном «Джамаат» (численностью около 100 «штыков»), который входил в группировку Руслана Гелаева. В этом качестве, по данным наших спецслужб, Ахмед Закаев выступил инициатором и руководителем ряда нападений на блокпосты федеральных сил в Чечне и организовал несколько террористических рейдов, в том числе в Дагестан осенью 1999 года. Также, по данным прокуратуры, он оказывал сопротивление федеральным силам, соответственно, стреляя по российским солдатам и милиционерам.
По словам директора копенгагенской полиции Ханны Бек Хансен, сам арест прошел без каких-либо драматических осложнений. Задержание было произведено в два часа ночи в одной из гостиниц силами «более чем обычного количества полицейских». Пока точно неизвестно, когда именно Ахмед Закаев прибыл в Данию. Первые упоминания о нем в датской прессе появились в прошлый понедельник, за два дня до трагических событий в Москве. По сообщениям СМИ, Закаев прибыл в Данию для подготовки конгресса, а министр юстиции сообщила, что с просьбой о получении датской визы Закаев не обращался.
Задержание Закаева стало настоящим шоком для датских политиков. Уже через 20 минут после первого сообщения председатель социалистической народной партия Дании назвал арест Закаева попыткой «дискредитировать» конгресс в Копенгагене: «Русские сейчас используют все средства, чтобы дискредитировать конференцию, поэтому я не слишком доверяю тем обвинениям, которые они представили. Россия по определению считает всех чеченских лидеров террористами».
Впрочем, одна из ведущих правых партий - Датская народная партия, которая сейчас фактически является законодателем датской политической моды, поддержала действия полиции, назвав задержание Закаева мудрым решением: «Известно же, что в Чечне находятся одни из самых страшных в мире террористов».
После того, как вчера около 11.30 утра стало известно, что судья копенгагенского городского суда решила продлить задержание Ахмеда Закаева на 13 дней, премьер-министр и министр юстиции Дании выступили с первой официальной реакцией. «Полиция рассматривает это дело в полном соответствии с правилами. Также как, они бы рассматривали любое другое дело», - заявил глава правительства Андерс Фог Расмуссен. Глава минюста Дании Лене Эсперсен сразу заявила, что никаких доказательств из России по делу задержанного чеченца Ахмеда Закаева пока нет: «Сейчас у нас есть очень серьезные обвинения от русских. И я считаю, что полиция отреагировала правильно. Во второй фазе, чтобы можно было говорить о выдаче Закаева, русские должны положить на стол доказательства, которые явно и документально подтверждают эти обвинения».
Что касается технической стороны выдачи, министр сообщила, что Ахмед Закаев может быть выдан России, поскольку и Дания, и Россия подписала соответствующие Конвенции ЕС. «Та информация, которая появилась у нас в пятницу, была недостаточной, слишком неконкретной. Во вторник эта информация была конкретизирована».
В настоящее время, как сообщил адвокат задержанного Бьорн Элмквист, Ахмед Закаев находится в одиночной камере одной из датских тюрем. На вопрос, что может ожидать вице-президента Ичкерии, сотрудница отдела датского минюста, который занимается делами о выдаче, на условиях анонимности сообщила: «Дания сможет выдать Закаева России только в том случае, если Россия предоставит гарантии, что ему не грозит смертная казнь». Вчера днем российская сторона такие гарантии дала, и теперь все зависит от деталей датскиого законодательства.
Первая статья закона о выдаче говорит о том, что Конвенция ЕС о передаче людей судебным органам другой страны является приложением, то есть фактически частью датского закона. А ст. 5 датского закона дает датскому Минюсту право применять конвенцию ЕС даже с теми странами, с которыми у Дании нет двустороннего соглашения.
Реально существует три варианта развития событий. Первый - Россия предоставляет доказательства участия Закаева в терактах. Если датский Минюст сочтет их достаточными, дело перейдет в суд. Если судья выводы Минюста и российские доказательства сочетет достаточными с точки зрения упомянутых международных конвенций и датского закона, а также если Россия предоставит гарантии, что Закаеву не грозит смертная казнь, то его могут депортировать в Москву.
Второй. Если эти условия не будут соблюдены, дело Закаева будет рассматриваться датским судом в рамках международной Конвенции о борьбе с терроризмом. Если суд сочтет, что есть весомые доказательства причастности Закаева к террактам, описываемым в этой Конвенции, то ему определят меру наказания в Дании и сидеть он будет именно там.
И в первом, и во втором варианте у Ахмеда Закаева есть право обжалования в суды высших инстанций, то есть сначала в городской, а потом в общенациональный. После чего дело может перейти в Верховный суд или на рассмотрение министра юстиции.
Третье - Если события не будут развиваться по первому или второму варианту, то Ахмеда Закаева, извинившись, отпустят.
Но, в любом случае, все это, как сообщил в датском Минюсте, «займет кучу времени. Несколько месяцев точно».
Асламбек Аслаханов, депутат Государственной Думы РФ от Чеченской республики:- Если подтвердится, что захват заложников в Москве организовал Ахмед Закаев, это может только означать, что он блестящий артист и лицемер. Во время наших встреч я на 99% поверил в то, что это очень порядочный человек. Никаких переговоров с ним я никогда не вел. Чтобы вести переговоры, надо иметь официальные полномочия. У меня таких полномочий нет, меня приглашали на «круглый стол», на котором обсуждались способы разрешения кризиса в Чечне. Лично с Ахмедом Закаевым я встречался трижды, и он на меня произвел впечатление очень трезвого человека, абсолютно не кровожадного. Я хотел бы подчеркнуть: после террористической акции в Москве многие СМИ передавали, что Закаев осудил террористов и старался отделить от них своего президента Аслана Масхадова. Я лично не думаю, что Закаев мог все это организовать и командовать боевиками.
В любом случае поиск политического урегулирования надо продолжать. И я буду в этом участвовать. Меня можно ликвидировать, убрать, но трезвомыслящие люди будут искать решение, которое позволит установить мир в Чечне.
Ахмед Закаев: актер, министр и террорист
Ахмед Закаев родился в 1959 году, получил актерское образование и до начала 90-х годов работал в Драматическом театре Грозного. В начале 90-х он стал участником чеченского национального движения. В 1993-м Джохар Дудаев назначил г-на Закаева министром культуры чеченского правительства. Когда началась война, министр культуры стал одним из армейских командиров «независимой Ичкерии» и в этом качестве участвовал в подготовке переговоров с Александром Лебедем в августе 1996 года и подписания соглашения в Хасавюрте. После избрания Масхадова президентом Ичкерии в январе 1997 года Ахмед Закаев стал вице-премьером его правительства. Он по-прежнему курировал вопросы культуры, но при этом вел почти все внешние контакты. После начала второй чеченской кампании Закаев вновь взялся за оружие. Поздней осенью 1999 года федералы объявили его убитым, но он вскоре объявился за переделами Чечни. В октябре 2001 года Ахмед Закаев был объявлен в федеральный и международный розыск. Это не помешало ему стать официальным представителем Масхадова в ходе контактов с Москвой и даже встретиться в ноябре 2001 года в аэропорту Шереметьево с полпредом президента в ЮФО Виктором Казанцевым. Дальнейшие переговоры, в которых участвовал г-н Закаев, носили характер частных встреч: последний раз он встретился в Лихтенштейне с экс-секретарем Совбеза России Иваном Рыбкиным и депутатом Госдумы от Чечни Асламбеком Аслахановым в августе этого года. Следующая встреча в таком формате была намечена на начало ноября.