|
|
N°202, 31 октября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Европа успокоилась
На саммите в Брюсселе опять может всплыть чеченская тема
Московская трагедия вопреки первоначальным ожиданиям грозит не смягчением, а обострением отношений России со странами Евросоюза. Велика вероятность того, что в центр дискуссий на приближающемся брюссельском саммите Россия--ЕС вместо калининградской проблемы попадет чеченская. Еще не остывшая после московских событий российская элита к ее обсуждению на европейских условиях явно не готова. Это может привести к выяснению позиций сторон в скандальном ключе.
А ведь в дни трагедии с заложниками все мировые лидеры поддержали Владимира Путина. Премьер Испании Хосе Мариа Аснар, как пишет El Pais, надеялся, что «трагедия на Дубровке будет способствовать укреплению сотрудничества между ЕС и Россией в борьбе с терроризмом». Хорошо знакомый с баскским террором Аснар мечтал, что «в ходе предстоящих встреч между представителями ЕС и России будут сделаны новые шаги в совместной борьбе с терроризмом, подход к которому не может быть двойственным». Парламент Великобритании оказался единственным в Европе, который собрался на специальное заседание для обсуждения событий в Москве. Премьер Тони Блэр заявил, что «единственным ответом на это может быть победа над террористами путем усиления безопасности, полицейских и специальных мер». Выступая перед членами парламентского спецкомитета по международным делам, глава британского МИДа Джек Стро заявил: как чеченские боевики, ответственные за нападение на театр, так и индонезийцы, обвиняемые во взрыве на Бали, связаны с «Аль-Каидой», хотя точное содержание этих связей еще не прояснено. «Тот факт, что более 300 человек были убиты и очень многие ранены в ходе террористических вылазок последних двух недель, должен стать предупреждением о сохраняющейся угрозе этого вида терроризма», -- отметил он.
Однако в Европе быстро возобладала иная тенденция -- на первый план вышло прежнее требование к Москве смягчить чеченскую политику. Перелом обозначился в ходе перепалки из-за датского попустительства копенгагенскому «всемирному чеченскому конгрессу». Датский премьер Андерс Фог Расмуссен, председательствующий ныне в ЕС, заявил: «Я не вижу оснований менять позицию ЕС по отношению к Чечне и России». Дипломатичный верховный представитель ЕС по внешней политике и политике безопасности Хавьер Солана заявил об «осуждении терроризма», но выразил уверенность, что Россия и Чечня должны достичь «определенного политического решения».
Вслед за «глубокой солидарностью» с Владимиром Путиным президента Франции Жака Ширака и присоединившегося к нему главы МИДа Доминика де Виллепена из Парижа последовали настойчивые рекомендации «срочно искать политическое решение чеченского конфликта». Французское ТВ пустило документальные кадры о чеченской войне, а правозащитники из Amnesty International в своем годовом докладе назвали Россию «неправовым пространством, где регулярно нарушаются права человека».
По мнению британской The Guardian, весьма показательна позиция влиятельного союзника президента Путина, германского канцлера Герхарда Шредера, заявившего: «Мы подчеркиваем нашу солидарность с российским народом, пострадавшим от столь варварского теракта. Но в то же время мы выступаем за политическое урегулирование ситуации в Чечне и на Кавказе в целом». Глава внешнеполитического ведомства и вице-канцлер ФРГ Йошка Фишер позволил себе напомнить Москве о «необходимости применять основы демократического правопорядка в Чечне, ведь как-никак чеченцы тоже граждане России». Глава немецких христианских демократов Ангела Меркель потребовала усилить давление на Москву. С ней солидарны немецкие политики, представляющие интересы ЕС, -- они призывают на брюссельском саммите «очень серьезно и реалистично поговорить с Россией о положении в Чечне».
Но надежда избежать излишней «чеченизации» брюссельского саммита еще жива. Вчера в Москву прибыл премьер Люксембурга Жан-Клод Юнкер. Центральной темой его переговоров заявлено сотрудничество России и ЕС, в том числе в решении проблем жизнеобеспечения Калининграда.
Катерина ЛАБЕЦКАЯ, Юрий ШПАКОВ, Берлин, Петр РОЗВАРИН, Париж, Алексей СЛОБОДИН