Время новостей
     N°201, 30 октября 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.10.2002
Эпоха асимметричной войны
Во вторник президент России провел в Кремле совещание, посвященное дополнительным мерам обеспечения безопасности в стране. Как заявил агентству Интерфакс присутствовавший на совещании министр обороны Сергей Иванов, президент поручил ряду ведомств срочно подготовить новую редакцию концепции национальной безопасности. Эта концепция была принята в 1997 году, а тремя годами позже в нее были внесены первые изменения, связанные с угрозой мирового терроризма. Теперь, видимо, речь идет о новых поправках.

Примечательно, что сходный документ -- Стратегия национальной безопасности -- был принят в сентябре этого года в Соединенных Штатах. Наиболее известный ее компонент -- концепция превентивного удара. Как считает глава московского представительства Центра оборонной информации (США) Иван Сафранчук, эта концепция актуальна и для России. «Россия может сохранить за собой право превентивного удара по базам террористов на территории другого государства -- по крайней мере если это государство поддерживает террористов или всецело от них зависит», -- заявил эксперт газете «Время новостей».

С просьбой прокомментировать возможные поправки в российскую концепцию национальной безопасности газета «Время новостей» обратилась к известному специалисту в области военной стратегии, заместителю директора Центра анализа стратегий и технологий Максиму ПЯДУШКИНУ.

-- По распоряжению Владимира Путина Генштаб будет менять существующий План применения вооруженных сил. О каких изменениях может идти речь?

-- Фактически речь идет об ответе на новый вызов, на вызов войны будущего. В военной науке она носит название «асимметричной войны». В этой войне отсутствует линия фронта, вообще не всегда понятно, откуда враг может нанести удар. Стирается грань между «комбатантами» и «нонкомбатантами». Главная цель нападающей стороны -- это деморализация противника. И все характерные признаки асимметричной войны мы видели во время последних событий в Москве.

Интересно, что одним из первых, кто заговорил о концепции войны нового типа, был бывший полковник царской армии, последний начальник штаба Корниловской ударной дивизии Евгений Месснер. В 1971 году в Буэнос-Айресе вышла его книга «Всемирная мятежевойна». Но, безусловно, теперь потребуются новые научные разработки.

-- Президент также заявил, что Россия будет наносить удары по террористам, «где бы они ни находились». Это может подразумевать и превентивный удар?

-- Да, безусловно. Но нужно учитывать, что для таких акций необходима инфраструктура. Прежде всего военно-транспортная авиация, десантные корабли, высокоточное оружие и средства его доставки. Кроме того, необходимо создание единых сил постоянной готовности. Нельзя, чтобы дублировался опыт второй чеченской кампании, когда со всех концов страны на Кавказ перебрасывались разного рода спецподразделения со слабым взаимодействием между ними.

-- Потребует ли создание новой инфраструктуры существенного увеличения военного бюджета?

-- На первом этапе необходимо просто оптимизировать уже существующий бюджет. Вооруженные силы СССР были призваны участвовать в полномасштабной традиционной войне, по типу второй мировой. Даже в последнее десятилетие большинство закупок вооружений, которые производило Минобороны, было предназначено для этих целей. Если теперь у военных появится четкое понимание нового противника, бюджет должен быть переориентирован на закупки всепогодных вертолетов, специального стрелкового оружия, средств разведки и наблюдения, средств связи. В этом смысле военная реформа не должна исчерпываться лишь переходом на профессиональную армию. Это необходимое, но не достаточное условие.

Анонс

Концепция, которую полковник русской армии Евгений Месснер и американский военный теоретик Джон Бойд разрабатывали задолго до эпохи «террористического интернационала», теперь изучается в ведущих военных академиях мира. В ближайших номерах нашей газеты -- новые материалы о стратегии «асимметричной войны».

Дмитрий СТАРОСТИН