|
|
N°201, 30 октября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Масштаб не тот
Изменения в «Формуле-1» способны лишь отсрочить чемпионство Михаэля Шумахера
В понедельник поздно вечером в Лондоне завершилось долгожданное заседание комиссии Международной федерации автоспорта (ФИА). Его итогом стало принятие ряда революционных изменений в правилах проведения чемпионата мира в классе «Формула-1». По некоторым оценкам, такого количества нововведений «королевские гонки» не знали почти 20 лет.
В первую очередь в один миг была решена судьба «Гран-при Бельгии». Камнем преткновения в отношении данного этапа стало желание этой страны запретить табачную рекламу уже с 2003 года. Таким образом, в сезоне-2003 пройдет не 17, а 16 гонок. Однако «бельгийский вопрос» на заседании комиссии ФИА в Лондоне был лишь малой толикой всех решаемых проблем. Главная тема заседания касалась изменений в правилах, которые по идее призваны вернуть в гонки интригу. Но при глубоком рассмотрении предложенные меры, производящие на первый взгляд впечатление глобальных, кажутся половинчатыми, мало что меняющими.
Изменение системы подсчета очков. Теперь призовыми будут считаться первые восемь мест, вместо традиционных шести. С 2003 года схема начисления очков за места с 1-го по 8-е будет выглядеть так: 10-8-6-5-4-3-2-1. Нетрудно заметить, что это нововведение направлено против одного гонщика -- Михаэля Шумахера, который раньше с каждой победой отрывался от преследователей минимум на 4 очка. Теперь «Красному барону» придется дольше набирать сумму, гарантирующую чемпионство, и вряд ли титул придет к нему за шесть гонок до конца сезона, как случилось в этом году. В то же время даже аутсайдеры типа «Минарди» вправе теперь рассчитывать на случайно перепавшие очки. Ведь в «Формуле-1» нередки случаи, когда до финиша гонки добирается лишь десяток, а то и меньше машин. И это несомненный плюс для тех, кто плетется в конце, а вот для лидеров виден явный минус -- значимость победы нивелируется. Теперь теоретически можно вообще не выиграть ни одной гонки и все равно стать чемпионом, достаточно стабильно финишировать в призерах.
Новая система квалификации. Квалификационная сессия теперь будет разбита на два дня -- пятницу и субботу. Порядок выезда на трассу в первый день определяется по текущему положению в чемпионате. По результатам пятничной сессии пилоты распределяют места выезда на трассу в субботу. Худший пилот выезжает первым, лучший -- последним. Зачетным будет являться лишь один быстрый круг в каждый из дней. Ясно, что такая чехарда иногда будет провоцировать непредсказуемое распределение мест на стартовой решетке. Однако если присмотреться внимательно, выигрыш квалификации случайными людьми не даст им практически ничего. Лишь на первых кругах будет много обгонов, когда более быстрые машины будут отвоевывать свои «законные» позиции. В конце концов, даже при старой системе Хуан Пабло Монтойя пять раз подряд в середине прошлого сезона завоевал поул-позишн, но ни разу не победил, поскольку Шумахер неизменно оказывался быстрее.
Запрещение командной тактики. Отныне «Феррари» и им подобные не смогут проделывать фокусы сродни тем, что показывала «Скудерия» в Австрии, Италии или США. На распределение мест отныне должна влиять только спортивная борьба, а не ярко выраженная командная тактика. Но это ограничение обходится довольно легко: достаточно чуть-чуть придержать Баррикелло на пит-стопе или «замешкаться» тому же бразильцу при обгоне круговых. В этом случае буква закона будет соблюдена неукоснительно, и в то же время «Феррари» получит желаемый результат. Вопрос здесь в другом. Интерес к «Ф-1» теряется не потому, что доминирует одна команда. В 1988--1989 годах, когда Сенна и Прост выступали за «Макларен», битвы между ними были жестко бескомпромиссными, интрига не пропадала до самого последнего этапа чемпионата. Поэтому сейчас, глядя на то, как ведут себя на трассе Шумахер и Баррикелло, остается лишь ждать, когда подтянутся другие команды либо когда «Феррари» сама поймет, что победы только одного Шуми приведут «Формулу-1» к гибели.
В Лондоне был принят еще ряд изменений касательно расписания тестов, количества используемых покрышек на этапах и других вопросов. Но все они не столь значительны. Пока неясно, как отреагируют на революционные решения ФИА боссы ведущих команд. Ясно, во всяком случае, что аутсайдеры ничего, кроме восторга, выразить не смогут. Впрочем, и Эдди Джордан, руководитель одной из конюшен-середняков, также положительно высказался об этих изменениях: «Это заседание повлечет за собой серьезный шаг вперед. Его результаты для всех нас очень ободряющие». К чему же приведет революция в «Формуле-1» на самом деле, как всегда, покажет время.
Даниил САЛЬНИКОВ