|
|
N°200, 29 октября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В Бразилии -- красный президент
Народный любимец Лула победил с четвертой попытки
Вчера во втором туре президентских выборов в Бразилии победил кандидат от левой Партии трудящихся Хосе Инасио Лула Да Сильва. За него отдали голоса 61% избирателей, его соперник Жозе Серра получил 38%. Впервые в истории страны главой государства избран рабочий с пятью классами образования. Впрочем, 40 лет назад у власти уже находился президент с левыми убеждениями, но в 1964 году Жоао Гуларт был свергнут военными.
«Жаль, что я пришел к власти через 22 года после смерти матери», -- заявил после победы Лула, который родился в беднейшей многодетной семье. Когда мать перевезла детей в Сан-Паулу, Лула работал чистильщиком обуви, курьером в химчистке, телефонистом. Потом выучился на токаря, возглавил профсоюзы металлургов. Когда в годы военной диктатуры был схвачен и подвергнут пыткам его брат-коммунист, Лула активно включился в политическую деятельность. В конце 70-х он возглавил забастовки против режима, был арестован, сидел в тюрьме.
Нынешняя президентская гонка уже четвертая в биографии Лулы. Ранее он не раз лидировал в опросах накануне голосования, но проигрывал в день выборов. В последний момент избиратели пугались его радикальных взглядов -- отказ от выплаты внешнего долга, критика глобализации и свободной торговли. Ныне, по его словам, «Бразилия без страха проголосовала за то, чтобы стать счастливой». В этой избирательной кампании Лула демонстрировал новый имидж -- он смягчил риторику, а береты в стиле Че Гевары сменил на костюмы от Армани. Кандидатом в вице-президенты избрал текстильного магната Жозе Аленкара.
В течение года, после того как шансы Лулы на победу стали реальностью, проявился уже знакомый по предыдущим выборам «эффект Лулы» -- обесценивание национальной валюты (за текущий год на 40%) и бегство капиталов. Еще неделю назад биржи лихорадило. Но когда Лула назвал умеренно-консервативные кандидатуры на ключевые экономические посты, на финансовых рынках воцарилось спокойствие. За последние дни обменный курс валюты стабилизировался. Как заявил председатель Центробанка Арминио Фрага, «давно уже страна не была настолько готова к началу экономического роста». Но, как говорит новый президент, «рынок также должен понять, что бразильцам надо кушать три раза в день и что многие голодают». Тем не менее Лула подтверждает международные финансовые обязательства страны. К этому его принуждают обстоятельства: 24 из обещанных МВФ 30 млрд долл. будут выделены в 2003 году лишь при выполнении жестких требований.
1 января Лула сменит на посту нынешнего президента Фернанду Энрике Кардозу. Кардозу и Лула -- антиподы. Первый -- университетский профессор, бегло говорит на пяти языках. Второй -- токарь-металлург, научился читать в десять лет. Восемь лет Кардозу воплощал в жизнь рецепты неолиберальной экономики, однако сегодня 11-я экономика мира переживает нелегкие времена, накопив долгов на 260 млрд долларов. Теперь Луле предстоит найти собственные рецепты ее оздоровления.
Среди первых Лулу поздравил президент Буш. Однако известно, что Лулу с большим скепсисом относится к американской идее создать к 2005 году на всем континенте зону свободной торговли. Направили поздравительные телеграммы Фидель Кастро и Уго Чавес. По словам последнего, в Латинской Америке может быть создана новая «ось добра»: Куба -- Венесуэла -- Бразилия. В день выборов Бразилия окрасилась в красные тона (цвета Партии трудящихся). Но Лула не коммунист, а скорее прагматик.
Андрей ЗЛОБИН