|
|
N°200, 29 октября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Спектакли в стиле «фарс»
В Париже и Копенгагене встретились «симпатизанты» террористов
Хотя весь мир, включая Европу, от души сочувствовал московским заложникам, уже на следующий день после их освобождения в Старом Свете прошли мероприятия, которые Москва расценила как «антироссийский фарс».
Первое действо организовали в минувшие выходные парижские чеченцы и их -- как говорят французы -- «симпатизанты». Около ста человек собралось в столичном «Театр де ля Коллин» для участия в пресс-конференции «в защиту Чечни». Организованное журналисткой Милен Солуа мероприятие должно было привлечь прессу участием в нем «двух министров правительства независимой Ичкерии». Обошлось, правда, всего одним -- министром здравоохранения Кандиевым, кажется, осевшим во Франции надолго. Действо развивалось в фойе -- ничего не подозревающие люди приходили на театральное представление и тут же попадали на митинг в поддержку Масхадова. В этот момент ошалевшим зрителям в руки можно было сунуть листовки, прокламации. Однако люди, незадолго до этого услышавшие о трагедии заложников в московском театре, откровенно недоумевали и проявляли признаки раздражения происходившим вокруг них.
Чеченская диаспора во Франции в отличие от Германии или стран Бенилюкса не отличается многочисленностью -- официально не более трех сотен человек. В основном это интеллигенты: студенты, преподаватели, медицинские работники, ученые. Если верить репортажу радиостанции «Франс-Интер» из любовно созданного чеченскими беженцами «вайнахского центра», парижские вайнахи восприняли трагедию на Дубровке как свою личную. Бесновались в парижском театре в основном бельгийские и немецкие «горцы». Руководили «акцией» некто Ахмадов, представленный прессе как «известный чеченский писатель», Вачагаев, разрекламированный как «официальный рупор президента Масхадова», и французский «новый философ» Андре Глюксман, когда-то нелегально побывавший в Чечне и не скрывающий своей симпатии к членам бандформирований.
Днем позже в Копенгагене открылся так называемый «всемирный чеченский конгресс», ставший причиной серьезного ухудшения российско-датских связей. Обычно медлительные и настороженные датские консульские работники выдавали участникам въездные визы безостановочно, под «конгресс» был отведен один из лучших отелей города. С приветственным словом к собравшимся обратился депутат парламента и один из лидеров Социалистической народной партии Дании Хольгер Нильсен. Выступил на открытии и профессор Руслан Хасбулатов, выразивший «признательность датскому правительству за предоставление чеченцам возможности собраться в Копенгагене». Благодарил Хасбулатов не зря -- Турция, где чеченские террористы в мае этого года планировали провести эту сходку, отказалась принять гостей с бандитской репутацией.
Организаторы «конгресса» называют мероприятие невинной встречей делегатов чеченской диаспоры, в гости к которым приглашены известные европейские законодатели и правозащитники. В Копенгагене присутствует и Ахмед Закаев -- представитель Аслана Масхадова, которого устроители «конгресса» считают «законным президентом Чечни». Большая часть приглашенных из московского координационного совета общественных и культурных организаций выходцев из Чечни от поездки в Данию с брезгливостью отказалась. «Не желаю иметь ничего общего с маргиналами, шастающими по Европе и спекулирующими на реальных бедах нашего народа», -- заявил председатель совета профессор Джабраил Гакаев.
Петр РОЗВАРИН, Париж, Алексей СЛОБОДИН