|
|
N°199, 28 октября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
СМИ сдержались
Минпечати сделало всего четыре замечания
В эти дни практически все российские СМИ приняли с пониманием предупреждение о том, что любые неосторожные слова могут сыграть на руку террористам, и добровольно шли на то, чтобы «дозировать» информацию. После окончания операции замминистра внутренних дел Владимир Васильев даже поблагодарил корреспондентов российских и зарубежных СМИ за «взвешенную работу» на месте событий.
И все же без проблем не обошлось. Первые санкции последовали в отношении радиостанции «Эхо Москвы». В четверг вечером один из террористов в течение почти получаса получил возможность высказывать свои требования в эфире. Его собеседники в лице Матвея Ганапольского, Сергея Бунтмана и Сергея Маркова во время разговора не раз разъясняли слушателям, что не занимаются пропагандой взглядов захватчиков, а лишь пытаются спасти жизни детей, находящихся в здании. Эта «беседа» была вывешена на сайте «Эха», что привело к санкциям со стороны Минпечати. В пятницу ведомство Михаила Лесина направило представление в Минсвязи о прекращении работы сайта «Эхо Москвы». Спустя некоторое время расшифровка этого разговора была удалена из электронной версии радиостанции, и Минпечати отозвало свой запрет.
В Минпечати считают, что нарушил антитеррористические правила и «Маяк». По словам первого заместителя главы Минпечати Михаила Сеславинского, его ведомство совместно с ВГТРК, в состав которого входит радиостанция, будет рассматривать вопрос о дисциплинарной ответственности руководства «Маяка» «в связи с нарушением лицензионных требований и условий». В чем конкретно состоят претензии, ни в Министерстве, ни на самой радиостанции не комментируют.
Были применены санкции в отношении другого государственного СМИ -- «Российской газеты». В пятницу г-н Сеславинский заявил, что министерство считает неэтичной публикацию фотографии трупа заложницы на первой странице номера. «Фотоснимок, опубликованный на первой странице «Российской газеты», оскорбляет не только память и достоинство погибшей заложницы, но и является безнравственным по отношению к находящимся сейчас в зале людям и их родственникам», -- подчеркнул он. Редколлегия газеты нашла замечания Минпечати справедливыми, первому заместителю главного редактора Юрию Макарцеву объявлен выговор.
Однако самым решительным шагом Минпечати в дни трагедии стала приостановка вещания «3-го канала», больше известного как канал «Московия». Как сообщили корреспонденту газеты «Время новостей» в секретариате генерального продюсера «Московии», причиной тому мог послужить показ записи телеканала «Аль-Джазира» с обращением террористов, захвативших заложников. Однако, по мнению Минпечати, это было не единственное нарушение. По словам г-на Сеславинского, к ним могут быть отнесены и заявления гендиректора агентства «ИНТЕР-Кавказ» Шарипа Асуева в программе «Регион», и сюжеты этой же программы о приеме новых членов в РНЕ, которые рассказали о своих планах отомстить за московский теракт. Кроме того, в эфире канала прозвучали высказывания журналистов и участников о том, что «для москвичей все кавказцы на одно лицо» и они не видят «разницы между террористами Бараева и торговцами на рынке». «Аналогичным образом в Минпечати расценивают продемонстрированные в программе «Регион» маршруты возможных отходов террористов и планы запасных аэродромов Москвы, а также фактическую рекламу информационного сайта террористов, транслировавшуюся в программе «Главная тема», -- подчеркнул Михаил Сеславинский. При этом генеральный директор «3-го канала» Владимир Желонкин заявил, что никаких официальных предупреждений или документов о прекращении вещания в компанию не поступало, а само вещание за десять минут до начала эфира было прекращено техническими службами Телевизионного технического центра (ТТЦ). Впрочем, после встречи г-на Сеславинского с Владимиром Желонкиным и обещания руководства телекомпании, что подобные сюжеты больше не повторятся, в субботу вещание «3-го канала» было восстановлено в полном объеме.
Впрочем, «разбор полетов» может быть еще продолжен. Стало известно, что причастные к проведению контртеррористической операции возмущены поведением телекомпании НТВ, которое квалифицируют как «фактическое пособничество» террористам. Речь идет о том, что, несмотря на все договоренности, камеры НТВ стали показывать перемещения спецподразделений около ДК на Дубровке. Для того чтобы не спровоцировать террористов и не дать им увидеть движение подразделений, спецслужбам пришлось закрывать обзор расположившемуся на верхотуре оператору автобусами. В самой телекомпании НТВ корреспонденту газеты «Время новостей» затруднились прокомментировать ситуацию, сказав, что не понимают, в чем заключаются возможные претензии.
Максим БАЛУТЕНКО