|
|
N°198, 25 октября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Сегодняшняя задача -- сформулировать право на упреждение»
В выработке внешнеполитических подходов к актуальным мировым проблемам федеральное правительство Германии часто опирается на мнение своего эксперта -- директора исследовательского института Немецкого общества внешней политики профессора Карла КАЙЗЕРА. Специальный корреспондент газеты «Время новостей» Катерина ЛАБЕЦКАЯ попросила г-на Кайзера, побывавшего в Москве с кратким визитом в качестве члена редакционного совета журнала «Россия в глобальной политике», поделиться своим видением нынешней международной ситуации.
-- Сегодня ситуация во многом аналогична периоду, последовавшему за окончанием второй мировой войны, периоду создания ООН и нынешнего миропорядка. На мой взгляд, ожидаемые в ближайшие недели решения по иракской проблеме окажут долговременное влияние на структуру и законы международной системы.
-- В этой связи напрашивается вопрос о правомерности упреждающего удара, включенного в новую стратегию безопасности США.
-- Американская администрация столкнулась с проблемой безопасности более серьезной, чем мы сталкивались в период «холодной войны». Тогда было ясно, когда и откуда ждать начала войны, как обороняться, каковы условия вступления в силу 51-й статьи Устава ООН о праве на применение силы... Нынешние проблемы безопасности возникают из совершенно непрозрачной ситуации -- вы не знаете точно, откуда исходит угроза, когда начинать действовать. В этом контексте президент Буш и американское правительство заговорили об упреждающем ударе.
-- Да и правовые рамки его применения не слишком ясны?
-- Сегодняшняя задача -- сформулировать право на упреждение, облачить его в принцип мировой политики. Иначе любой будет использовать упреждающий удар, в том числе и для изменения режима в неугодной стране. Это абсолютно неприемлемо, ибо повлечет крах миропорядка, базирующегося на принципах Вестфальского мира 1648 года. Тогда человечество погрязнет в хаосе и анархии. Проблема подлежит обсуждению на высшем уровне и на уровне экспертов -- должны быть выработаны новые правила, ибо старые уже неадекватны.
-- В середине сентября в Варшаве на заседании министров обороны стран -- членов НАТО обсуждалось создание сил быстрого развертывания Альянса для использования их вне зоны ответственности, возможно и в Ираке. Германия готова к этому?
-- События 11сентября убедили нынешних членов НАТО, что угроза может исходить из любой географической точки. При современных средствах доставки и открытом обществе террористы могут готовить удары где угодно. При возникновении угрозы безопасности для союзников по альянсу НАТО необходимо действовать где угодно и когда угодно. Когда немецкий канцлер говорил, что Германия не будет участвовать в иракской операции, это обусловливалось оценкой ситуации. В каждом конкретном случае немецкий парламент, как и в других странах, должен голосовать за мандат германским вооруженным силам. А наши американские друзья не учитывали, что Шредер серьезно рисковал своей политической судьбой. Но Германия продлила свой мандат на участие в Афганистане.
-- Но не в Ираке?
-- Государственный канцлер связан принципом «неучастия Германии в войне». Если будет мандат Совбеза ООН на применение военной силы или какие-то другие действия, а с этим должны согласиться Россия и Китай, то Германия рассмотрит возможность своего участия.
-- Каковы точки соприкосновения между Россией и Германией?
-- В наше критическое время чрезвычайно важны российско-германские консультации по иракской проблеме, по вопросам мультилатерализма, приверженности международному праву в рамках ООН, нераспространения оружия массового поражения. Германия готова сделать максимум возможного для развития и упрочения отношений России и с Евросоюзом.
Беседовала Катерина ЛАБЕЦКАЯ