|
|
N°198, 25 октября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Рынки затаились
Первая реакция на захват заложников оказалась сдержанной
Реакция российских и зарубежных рынков на захват заложников состояла вчера в том, что этой реакции не было или она оказалась не слишком резкой. Зарубежные биржи (в отличие от событий 11 сентября в США) вчера не реагировали на теракт в Москве. Российский же фондовый рынок медленно опускался, акции подешевели на 1,5--3%. По итогам вчерашних торгов акции РАО «ЕЭС России» в РТС подешевели на 1,62%, «Газпрома» -- на 1,82%, ЛУКОЙЛа -- на 2,48%, «Сургутнефтегаза» -- на 2,89%, ЮКОСа -- на 4,33%. Индексы РТС и ММВБ к концу дня упали соответственно на 2,52% и 1,62%.
В среду российский рынок закрылся за несколько часов до начала событий на улице Мельникова и, по оценкам специалистов, был явно настроен на рост. Но вчера утром рынок сразу отреагировал на захват людей снижением на 1,5--2%.
Несмотря на неопределенность ситуации, российские трейдеры отнеслись к происходящему на рынке сдержанно. Как заявил газете «Время новостей» начальник аналитического отдела ИК «Проспект» Александр Корчагин, «ясности нет никакой, как нет и паники». «Во многом благодаря терактам 11 сентября и недавним событиям в Индонезии участники рынка теперь готовы практически ко всему, -- говорит он. -- И создавшаяся ситуация повлияет не столько на общее состояние фондового рынка, сколько на имидж России и ее политиков в мире: если в пределах МКАД террористы захватывают 700 человек, а в центре города расстреливают губернаторов, инвесторы могут отвернуться от нашей страны надолго».
По мнению замглавы аналитического отдела инвестиционного банка Brunswick UBS Warburg Дениса Родионова, «сейчас рынок парализован». «Падение происходит медленно и равномерно и, без сомнения, зависит от дальнейших действий террористов», -- считает он.
Картина на ведущих российских площадках, по описанию начальника конъюнктурно-аналитического управления Росбанка Валерия Петрова, теперь такова: «Объективного экономического воздействия на рынок захват заложников не имеет, однако в случае экстремального развития событий реакция рынка будет более резкой. Инвесторы выжидают, и пока их реакцию можно охарактеризовать как сдержанно-негативную. Точно прогнозировать ход торгов на завтрашней сессии невозможно».
А вице-президент ИК «Атон» Александр Агибалов уверен в стабилизации ситуации. «У инвесторов появилось время на фиксирование прибыли, -- сказал он газете «Время новостей», -- однако конфликт, как я думаю, будет разрешен уже сегодня и ситуация на рынке стабилизируется».
Что касается курса доллара, то некоторые аналитики вчера утром предрекали «нервный ход торгов на ММВБ». Однако этого не произошло: средневзвешенный курс по итогам ЕТС снизился на 0,5 копейки -- до 31,7109 руб. за долл. (суммарный объем торгов долларами на ММВБ составил 153,167 млн). По мнению экспертов, ситуация вокруг захваченных заложников не влияет на курс доллара, поскольку валютный рынок контролируется Центробанком, так и не вступившим вчера в торги.
За рубежом на события в Москве с утра слегка отреагировал рынок нефти: трейдеры ждали каких-либо заявлений от Джорджа Буша, им казалось, что Америка воспользуется ситуацией в России и предпримет какие-либо действия в отношении Ирака. За первые несколько часов торгов на Лондонской нефтяной бирже нефть марки Brent с поставкой в декабре подорожала на 20 центов, однако к моменту подписания номера в печать произошла корректировка и в итоге даже произошло снижение на два цента. Директор нефтяного агентства Petroleum Argus Сергей Лукьянов полагает, что «из-за ожиданий заявлений американского президента возможно легкое движение цен, но рынок все равно очень быстро поймет, что слова Джорджа Буша в этой ситуации не будут иметь ничего фундаментального, в них не будет намека на конкретные действия в Ираке».
Хотя основные биржевые индексы и мировые фондовые рынки вчера не отреагировали на события в Москве, эксперты отмечают, что настроения инвесторов могут измениться, если произойдет дестабилизация политической обстановки в мире и число стран, поддерживающих силовое разрешение иракского конфликта, увеличится.
Алексей РОЖКОВ, Денис УВАРОВ, Николай ГОРЕЛОВ