|
|
N°198, 25 октября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Выход силой
Надежды на мирное урегулирование чеченского конфликта уничтожены террористами
В зависимость от развития событий в Театральном центре на Дубровке оказалось поставлено все политическое будущее Чечни. «Повернуть политический процесс в Чечне от чисто силового решения в мирное русло и так очень непросто, - сказал корреспонденту газеты «Время Новостей» директор Центра гуманитарных исследований при республиканской администрации Надирсолт Эльсункаев. - Теперь это займет гораздо больше времени и потребует огромных усилий». По мнению г-на Эльсункаева, террористический акт был спланирован и проведен в очень сложный момент, как раз когда в Москве снова вернулись к обсуждению принципов управления Чечней и возможных изменений курса. Но теперь в эти планы внесена сумятица, республика может погрузиться в хаос, а «силовой фактор» надолго возобладает.
Судя по всему, силовой фактор не пугает главу республики Ахмада Кадырова, который вчера должен был вернуться в Чечню, но остался в Москве - по некоторым данным, этого потребовал президент Владимир Путин. Прошлой ночью г-н Кадыров побывал на месте событий - на улице Мельникова в первые часы после теракта собрались почти все московские чеченцы. В отличие от депутата Асламбека Аслаханова, выходить на связь с террористами глава чеченской администрации даже не пытался. «Я, в отличие от некоторых, не состою ни в какой связи с бандитами, - подчеркнул он позже. - Да и возможности связаться не имею». Ахмад Кадыров уверяет, что среди чеченцев найдутся люди, которые готовы заменить собой заложников, если это устроит террористов. Но с еще большим энтузиазмом он предлагает раздать добровольцам оружие и позволить штурмовать здание. Кроме того, по словам главы республики, на помощь захваченным москвичам, в Москву готовы вылететь 130 бойцов чеченского ОМОНа во главе с шефом чеченской милиции Саид-Селимом Пешхоевым.
В самой Чечне многие подчеркивают свою солидарность с пострадавшими и стараются отмежеваться от террористов. В Гудермесе вчера прошел митинг, участники которого объявили: если прольется хоть капля крови заложников и при этом кто-то из преступников уцелеет, «к нему будут приняты все меры, которых требует чеченский моральный кодекс». Это означает кровную месть.
А московские чеченцы опасаются вспышки этнических гонений. В полномочном представительстве Чечни в Москве Ахмад Кадыров и спецпредставитель президента России по правам и свободам в Чечне Абдул-Хаким Султыгов провели вчера короткую встречу с представителями диаспоры. Московские чеченцы выглядели взволнованными. Перед камерами телеканалов они развернули наспех изготовленный плакат «Нет терроризму». Г-н Кадыров считает, что в столице и по всей России могут начаться преследования чеченцев по этническому признаку, как это уже было после взрывов в 1999 году. На этот случай в представительстве даже открыт круглосуточный штаб, куда смогут обращаться за помощью все, кто подвергнется противозаконному обращению со стороны милиции или агрессивно настроенных россиян.
«Эта ситуация - серьезная проверка для всех нас, - считает Абдул-Хаким Султыгов. - Мы столкнулись ровно с тем, с чем столкнулась Америка 11 сентября прошлого года. Американцы сплотились и стали неприступным сплавом на пути разрушительных сил, у которых нет ни нации, ни религии. Сейчас мы все должны проявить терпимость, показать, что мы одна нация - россияне, что у нас один президент, и один Бог, к какой бы конфессии мы не принадлежали». «То, что произошло, неприемлемо с нравственной и моральной точки зрения, - говорит Надирсолт Эльсункаев. - Это безнравственно, это ставит в положение заложников не только тех, кто оказался в театре, но и несколько сот тысяч чеченцев, живущих в России. А самое главное - катализировать таким образом переговорный процесс нельзя».
Сам Ахмад Кадыров давно известен, как последовательный противник любых переговоров с террористами. Случившееся словно подчеркнуло его правоту - захват заложников в Москве случился практически накануне очередного раунда переговоров экс-секретаря Совбеза РФ Ивана Рыбкина и депутата Асламбека Аслаханова с Ахмедом Закаевым - представителем Масхадова. Для г-на Кадырова неважно, подчиняется ли группа Мовсара Бараева Аслану Масхадову или кому-то из разрозненных полевых командиров - захват заложников рассматривается администрацией Чечни как доказательство опасности переговоров и необходимости до конца идти по линии силового решения. Кстати, чеченцы еще не перепроверили информацию о том, кто действительно командует боевиками в театре - по словам главы информационного центра представительства республики Эди Исаева, Мовсар Бараев был убит еще в прошлом году. При этом в команде г-на Кадырова считают, что захват заложников не может быть самостоятельной инициативой отдельной группы боевиков - операция такой сложности требует слишком большой организационной подготовки, и за ней должны стоять очень серьезные силы. Ахмад Кадыров по-прежнему уверен, что любые политические переговоры с этими силами должны быть исключены.
Однако его собственные позиции теракт в Москве отнюдь не усилил. До выборов в Чечне он остается чиновником, которого назначает и снимает президент. «Когда в Чечне будут выборы?» - спросили его вчера московские чеченцы. - «Какие выборы, когда идет война?» - был ответ. Возвращение к силовому варианту может отодвинуть на неопределенный срок принятие чеченской конституции и выборы законных органов власти, и Ахмаду Кадырову остается рассчитывать только на неизменное президентское расположение. Впрочем, как сказал вчера нашему корреспонденту г-н Эльсункаев, «если террористы выдвинут такое требование, и это поможет спасти оказавшихся в беде людей, Кадыров, вероятно, согласится уйти в отставку».
Иван СУХОВ