|
|
N°198, 25 октября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дорога на Москву
То, что происходит в эти дни в Москве в ДК подшипникового завода, лишь звено в цепи подобных трагических событий. Похожи сценарии их развития, цели, исполнители. Это уже система, в которой незаконченный московский мюзикл скорее всего не последний акт. Вспомним из каких кровавых сцен складывался этот сценарий.
1993 год: ростовский автобус
23 декабря 1993 года в Ростовскую гимназию №3 вошли четыре человека. Дав несколько предупредительных очередей из автоматов в потолок, они ворвались в аудиторию, где Людмила Сельхова вела обычный урок. Предводитель банды рецидивист Муса Алмамедов объявил оторопевшей учительнице, что она и 16 ее учеников становятся заложниками.
В ходе переговоров выяснилось, что Муса готов освободить детей после того, как ему дадут 10 млн долларов и вертолет, на котором он собирался долететь до Ирана. При этом террористы утверждали, что больны СПИДом и им нечего терять: в случае невыполнения требований они, не задумываясь, расстреляют заложников.
В ожидании вертолета Алмамедов с захваченными детьми перебрался в автобус. Попутно шли переговоры о том, чтобы заменить хотя бы часть заложников на взрослых. В этом качестве себя предлагали местные депутаты, чиновники, генералы. Бандиты не сразу, но согласились.
Спустя четверо суток Муса Алмамедов и его сподвижники были арестованы в районе Махачкалы. На предоставленном бандитам вертолете Ми-8 они собирались сесть в заранее условленном месте в районе города Зеленокумска, где их должны были поджидать сообщники. Однако в назначенном месте их не оказалось. Позже они также были арестованы. Единственное, чего не удалось сделать правоохранительным органам, -- полностью вернуть выданные бандитам деньги: 604 тыс. долларов из этой суммы во время полета таинственным образом исчезли.
Муса Алмамедов обещал на суде объяснить магическую пропажу денег, намекал на причастность к этому силовых структур, но так ничего и не сказал. Алмамедова приговорили к высшей мере наказания, а позже суд присяжных, повторно рассмотрев дело, смягчил наказание до 15 лет тюремного заключения. Подельщики Алмамедова получили 10 и 11 лет тюрьмы.
1995 год: Буденновск
14 июня 1995 года в 11 часов 45 минут на развилку дорог, идущих на Нефтекумск и Арзгир, подошли три «КамАЗа» в сопровождении милицейских «Жигулей». Все машины были без номерных знаков. Сидевшие в них «лица кавказской национальности» пояснили, что везут «груз 200», то есть погибших, и потому сотрудников ГАИ к осмотру не допустили. Постовые колонну пропустили, но сообщили о своих подозрениях на соседний пост, стоящий на окраине села Прасковея. Начальник ОВД Николай Ляшенко приказал «КамАЗы» «строго осмотреть».
Когда к подозрительным машинам милиционеров опять не допустили, последовал роковой приказ: «Следуйте в отдел внутренних дел в Буденновск!» В 12.25 два «КамАЗа» в сопровождении двух «Жигулей» буденновского ГАИ прибыли к зданию ОВД. Третий, у которого якобы кончилась солярка, остановился на перекрестке улиц неподалеку. Неожиданно из-под его тента выскочили несколько десятков в мужчин в камуфлированной форме и с автоматами. Они сразу же открыли стрельбу на поражение по милиционерам.
Пока одна из групп нападавших обстреливала здание ОВД, другая рассыпалась по городу -- на рынок, где было множество людей, напали на расположенные в центре города городскую администрацию, узел связи, медучилище, отделение сбербанка, врывались в жилые дома. Налетчики хватали ничего не понимавших людей на улицах, в квартирах, на рабочих местах и под дулами автоматов гнали на центральную площадь. Тех, кто сопротивлялся или даже прекословил, расстреливали на месте. Боевики ворвались и в Дом детского творчества. Никого там не обнаружив, здание просто подожгли. Связь Буденновска с внешним миром была прервана, над зданием городской администрации взвился флаг «республики Ичкерии».
Около 14 часов местное радио объявило: «На Буденновск совершено бандитское нападение лиц неизвестной национальности. Имеются жертвы. Полученную информацию передайте соседям». Минут через пять--семь радио вновь ожило: «Просьба ко всем жителям города находиться в домах, не выходить на улицу. Не пользуйтесь питьевой водой из крана: возможно отравление. Подробную информацию вы получите позже».
Примерно в 15 часов бандиты выстроили заложников в колонну и под конвоем отвели в городскую больницу. Спустя полтора часа засевшие в больнице боевики предъявили ультиматум: «Прекратить боевые действия в Чечне и вывести федеральные войска. В противном случае заложники, находящиеся в больнице, будут уничтожены».
К этому времени в город прибыли подразделения 21-й Ставропольской воздушно-десантной бригады для охраны аэродрома. Чеченский флаг был сброшен. 15 июня с утра в Буденновск стали съезжаться высокие чины из Ставрополя и Москвы, доставлена первая партия гуманитарной помощи от Международного Красного Креста. Город быстро наполнялся войсками всех видов и родов и бронетехникой. Госдума Ставропольского края приняла обращение к народу края и резкое заявление президенту, правительству и Федеральному Собранию России.
После этого премьер Виктор Черномырдин лично провел переговоры по телефону с главарем бандитов Шамилем Басаевым. Басаев потребовал допустить к нему журналистов, однако руководители силовиков этого не сделали. Главарь приказал расстрелять пять авиаторов вертолетного полка. После этого под прикрытием заложников ему разрешено было двигаться в сторону Чечни.
1996 год: Кизляр--Первомайское
9 января 1996 года около 300 чеченских террористов во главе с Салманом Радуевым вошли в дагестанский город Кизляр. Часть банды по заранее разработанному плану напала на аэродром, часть вступила в боевое столкновение с подразделением внутренних войск. Было взорвано несколько вертолетов, обстреляны казармы и жилые дома. Бандиты врывались в дома; если им не открывали, стреляли сквозь двери. Захватывали людей на улицах, при этом били прикладами и стреляли для острастки поверх голов. В заложниках оказались более 2 тысяч человек, 600 из которых -- дети. Их согнали в захваченные здания родильного дома и городской больницы.
Переговоры ни к чему не привели. В ходе неудачной операции по вытеснению боевиков из города погибли 24 местных жителя и девять военнослужащих. 10 января боевикам были предоставлены автобусы. Захватив с собой около 160 заложников, они покинули Кизляр и направились в сторону Чечни. Прикрываясь заложниками, террористы захватили дагестанское село Первомайское. Неподалеку от него боевики на блокпосту разоружили и взяли в заложники новосибирских милиционеров.
С 10 по 18 января боевики удерживали заложников в Первомайском, заставляя их рыть окопы и ходы. Власти в лице президента Бориса Ельцина успокаивали страну заявлениями о «38 снайперах», которые не дадут уйти ни одному из разбегающихся под напором федеральных сил бандитов. 14 января террористам был предъявлен ультиматум. В ответ они убили шестерых омоновцев и пришедших на переговоры дагестанских старейшин.
В ходе штурма Первомайского 82 заложника были освобождены, погибли 13 заложников и 26 военнослужащих, 128 человек получили ранения. 150 боевиков были уничтожены, 30 взяты в плен. Оставшиеся боевики вместе с Радуевым, захватив с собой 64 заложника, ушли в Чечню. При этом заставляли заложников нести на себе своих раненых.
Позднее, уже в следственном изоляторе, Радуев говорил, что выполнял приказ президента Джохара Дудаева, а рейд на Кизляр был предпринят как пропагандистская акция. В обвинительной речи по делу Радуева генеральный прокурор заявил, что целью Кизлярского рейда, как и в теракте в Москве, было понудить органы власти прекратить операцию по восстановлению конституционного строя на территории республики.Мировая практика -- невинные жертвы
5 сентября 1972 г. группа палестинских террористов из организации «Черный сентябрь» ворвалась на территорию Олимпийской деревни в Мюнхене и взяла в заложники израильскую команду -- 14 человек. Террористы потребовали освободить 200 палестинцев из израильских тюрем. Власти согласились предоставить налетчикам безопасный вылет в Марокко или Египет, но по дороге на аэродром устроили засаду. В перестрелке погибли 11 заложников-спортсменов и 5 террористов. В течение последующих нескольких лет израильские спецслужбы выследили и уничтожили организаторов акции.
12 мая 1975 г. боевики ДФОП (Демократический фронт освобождения Палестины) захватили около 150 заложников в школьном здании в Маалоте (Израиль). В ходе операции из числа заложников были убиты 27 и ранены 124 человека.
21 декабря 1975 г. террористы под руководством Карлоса Санчеса по кличке Шакал захватили 70 заложников во время встречи представителей стран -- членов ОПЕК в Вене. Были убиты трое заложников, и австрийское правительство согласилось на переговоры. Террористы вместе с 35 заложниками по договоренности с властями Австрии улетели в Ливан, где отпустили захваченных людей.
27 июня 1976 г. палестинские террористы захватили в Афинах самолет израильской авиакомпании. 3 июля израильские командос провели акцию по освобождению заложников в аэропорту Энтеббе (Уганда). Из 257 пассажиров погиб только один. Были спасены двести пятьдесят шесть пассажиров и двенадцать членов экипажа самолета компании «Эр Франс», совершавшего рейс в Тель-Авив.
4 ноября 1979 г. -- захват в Тегеране (Иран) членами Организации мусульманских студентов здания посольства США. Заложниками оказались более 70 сотрудников посольства. Главными требованиями террористов были возвращение Ирану богатств, вывезенных шахом, и размораживание авуаров Ирана в США. Часть заложников была отпущена, а оставшиеся 52 человека удерживались террористами в течение 444 дней. 20 января 1981 года они были освобождены по договоренности между иранскими властями и правительством США.
7 октября 1985 г., когда круизный теплоход «Акилле Лауро» вышел в международные воды, четверо боевиков внезапно ворвались в корабельный ресторан, стреляя на ходу из пистолетов и автоматов. Приведя в замешательство 80 членов экипажа и 427 пассажиров, они проникли на капитанский мостик и приказали капитану Жерардо де Роза плыть на север к побережью Сирии. Но Сирия отказалась принять корабль. На следующий день, 8 октября, террористы радировали требование немедленно освободить 50 палестинцев, томящихся в тюрьмах Израиля. В противном случае они обещали убивать пассажиров по одному, угрожая начать с американцев и англичан. Умереть пришлось только 69-летнему жителю Нью-Йорка Леону Клингхофферу, язвительному инвалиду в коляске, который постоянно оскорблял террористов. Его застрелили и выкинули вместе с коляской за борт. Как только корабль пришвартовался в Порт-Саиде, террористы сбежали в Каир.
14 июня 1995 г. группа вооруженных боевиков под руководством Шамиля Басаева захватила г. Буденновск Ставропольского края. Укрепившись в городской больнице, бандиты удерживали в заложниках 1500 местных жителей, требуя вывода российских войск из Чечни. В результате преступной акции в Буденновске погибли 130 мирных граждан, 18 работников милиции, 18 военнослужащих, свыше 400 человек получили ранения различной степени тяжести.
9 января 1996 г. чеченские террористы во главе с Салманом Радуевым вошли в дагестанский город Кизляр, захватили здание родильного дома и городскую больницу. В заложниках оказались более 2 тысяч человек. В ходе операции по вытеснению боевиков из города погибли 24 местных жителя и 9 военнослужащих. 10 января боевики, взяв с собой около 160 заложников, покинули Кизляр и направились в сторону Чечни. Прикрываясь заложниками, террористы захватили дагестанское село Первомайское. В ходе операции под Первомайским 82 заложника были освобождены. Погибли 13 заложников и 26 военнослужащих, 128 человек получили ранения. 150 боевиков были уничтожены, 30 взяты в плен. Оставшиеся боевики вместе с Радуевым, забрав с собой 64 заложника, ушли в Чечню.
16 января 1996 г. группа чеченских террористов во главе с турецким гражданином Мухаммедом Токчаном захватила в турецком порту Трабзон греческое судно «Аврасия» с 226 пассажирами и членами экипажа. Террористы требовали освобождения 200 задержанных в Дагестане чеченцев, угрожая взорвать теплоход. 19 января террористы сдались властям.
17 декабря 1996 г. Революционное движение «Тупак Амару» (MRTA) захватило японское посольство в Лиме и взяло в заложники около 500 человек, в том числе 370 дипломатов. Среди них оказались послы Австрии, Боливии, Бразилии, Венесуэлы, Германии, Канады, Южной Кореи, Японии, министры иностранных дел и сельского хозяйства Перу, шесть перуанских сенаторов, президент Верховного суда Перу и много бизнесменов. Акция началась во время торжественного приема в посольстве по случаю дня рождения японского императора Акихито, что обусловило присутствие большого количества иностранных гостей. Террористы требовали выпустить из тюрем 460 сторонников движения.
Захват посольства растянулся более чем на четыре месяца, после чего перуанский спецназ взял здание посольства штурмом. При этом бойцы MRTA были уничтожены.
15 марта 2001 г. чеченские террористы Супьян Арсаев, Ирисхан Арсаев и Магомед Резаев захватили в воздухе российский пассажирский самолет Ту-154 «Внуковских авиалиний», выполнявший рейс Стамбул--Москва. На борту лайнера находились 162 пассажира и 12 членов экипажа. Террористы требовали предоставить им воздушный коридор для пролета в Афганистан, угрожая взорвать самолет. Ту-154 приземлился в городе Медина (Саудовская Аравия). Спецназ Саудовской Аравии по согласованию с российским руководством взял самолет штурмом и освободил заложников. В ходе операции три человека погибли, в том числе стюардесса Юлия Фомина.
23 апреля 2001 г. в Стамбуле группа террористов в составе 13 человек во главе с Мухаммедом Токчаном захватила около 60 постояльцев гостиницы «Суисотель Босфорус». Через несколько часов террористы сдались властям, заявив, что хотели добиться прекращения антитеррористической операции российских федеральных войск в Чечне.
Игорь БУРАКОВ, Ростов-на-Дону, Николай ПОРОСКОВ