Время новостей
     N°197, 24 октября 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.10.2002
«Мы не отошли от своей позиции»
В СБ ООН продолжается напряженный поиск компромиссного варианта резолюции по Ираку. В новом американском предложении отсутствует тезис об использовании «всех необходимых средств» в случае отказа Багдада от своих обязательств перед ООН. Тем не менее США настаивают, чтобы резолюция содержала пункт о расширении полномочий международных инспекторов, аннулирующий достигнутую в 1998 году Багдадом и ООН договоренность об особом порядке инспектирования «президентских дворцов». Москва считает такой вариант неприемлемым и продолжает консультации. Уже прошло два раунда переговоров между постоянными членами Совбеза, теперь к ним подключается и непостоянная «десятка». Развитие ситуации вокруг иракской резолюции специальному корреспонденту газеты «Время новостей» Катерине ЛАБЕЦКОЙ прокомментировал постоянный представитель России при ООН Сергей ЛАВРОВ.

-- Как вы оцениваете нынешний американский вариант?

-- Проект продолжает изучаться. Идут закрытые консультации. Пока нас текст не устраивает: в нем не учтено то, что говорилось в Москве американским и английским представителям еще в конце сентября. Первое впечатление: он не отличается от того, который был известен в течение последнего месяца и содержал неприемлемые для российской стороны положения.

-- Правда ли, что американский текст близок французскому проекту?

-- Я этого не заметил.

-- Почему бы России не предложить свой проект, если она уже более не настаивает, что резолюций по Ираку и так вполне достаточно?

-- Мы не отошли от своей позиции и по-прежнему считаем, что юридически никаких новых резолюций для возобновления инспекции не нужно. Но мы готовы рассматривать, если такова будет воля большинства членов СБ ООН, предложения, имеющие целью поддержание скорейшего развертывания инспекторов и подкрепление их инспекционной деятельности. Поэтому наша позиция в том, что формально, юридически никакой резолюции не нужно, не изменилась. И в этой ситуации вносить свой проект было бы для нас странно.

-- Что конкретно нас не устраивает в американском предложении?

-- Не подходит автоматизм в применении силы и выдвижение требований, заведомо неприемлемых и невыполнимых.

-- А можно уточнить, какие именно требования Россия считает неприемлемыми?

-- Для этого надо читать целый текст, а мы договорились с нашими партнерами по «пятерке», что он пока находится на стадии внутренних консультаций. Это вопрос этики, я не могу приводить конкретные примеры, находясь под моральным, профессиональным обязательством не разглашать существо конкретных формулировок.

-- С позицией России согласны другие члены СБ ООН?

-- Наша позиция широко разделяется в Совете Безопасности.

-- Кем конкретно?

-- Идет процесс внутренних консультаций. У разных стран есть свои идеи в отношении тех или иных формулировок. Поэтому мы можем говорить только о принципах, а их я уже назвал. В этом смысле на нашей стороне -- подавляющее большинство членов СБ ООН.

-- В чем вы видите главную задачу Совбеза?

-- Главная задача -- чтобы инспекторы как можно скорее оказались в Иране, ибо это единственный способ убедиться в том, есть у Ирана оружие массового уничтожения или нет. И развеять соответствующие подозрения, которые у некоторых стран возникают в этой связи.

Беседовала Катерина ЛАБЕЦКАЯ