|
|
N°197, 24 октября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Как нам децентрализовать Россию
Революция «по Козаку» может не состояться
Заместитель главы администрации президента Дмитрий Козак разработал, пожалуй, самый блестящий план реформы управления российским государством после реформы Александра II. Единственная разница состоит в том, что реформа царя-освободителя состоялась, что же касается планов г-на Козака, то они рискуют остаться лишь только планами.
Вчера на заседании Государственного Совета законопроекты о местном самоуправлении и о принципах организации региональной власти, составляющие основу реформы, были единодушно одобрены губернаторами. Хотя еще совсем недавно считалось, что реформа ущемляет права губернаторов, практически каждый выступавший в прениях региональный лидер предлагал избрать свой регион в качестве полигона для обкатки реформ.
Но еще важнее, что реформу полностью поддержал президент. Открывая заседание Госсовета, он заявил, что она является решительным шагом «к дальнейшей и существенной децентрализации власти». Причем он не видит здесь никаких противоречий с возводившейся предыдущие два «вертикалью власти». Владимир Путин напомнил, что никогда не ставил «задачи возвращения к суперцентрализованной системе власти», а лишь возвращал стране управляемость. Теперь управляемость восстановлена и властью пора делиться.
Как будет поделена власть, как раз и прописано в программе Козака. Если коротко, то на первом этапе должны быть приняты новые законы о местном самоуправлении и о власти в регионах. В каждом из этих законов должны быть прописаны полномочия соответствующих органов власти. Затем на основе новообретенных полномочий должны быть перераспределены и денежные ресурсы. Для этого потребуется внести изменения в Налоговый и Бюджетный кодекс - так, чтобы каждая функция власти была подкреплена деньгами. Кстати сказать, этот пункт президент выделил особо: «Очень важно исключить саму возможность наличия обязанностей без денег». Вообще, по мнению Владимира Путина, одной из главных идей реформы является «деполитизация финансов», когда распределение средств на исполнение функций производится автоматически, а не потому, что «нравится тот или иной регион чиновнику или нет».
На втором этапе по всей России должны быть созданы двухуровневые органы местного самоуправления - муниципалитеты и объединяющие их муниципальные районы. Именно им должны быть переданы полномочия по социальному обеспечению граждан (образование, медицина, коммунальное хозяйство и т.д.). И, как следствие, - право собирать налоги на исполнение этих функций, закрепленных ныне за федеральным и региональными бюджетами.
Согласно проектам группы Козака, страна должна начать жить «по-новому» с 1 января 2006 года. Но президенту планы г-на Козака понравились настолько, что он решил поторопить правительство и предложил ввести новые правила на год раньше. Закрывая заседание, Владимир Путин поручил правительству в ближайшее время подготовить законы к передаче в Госдуму.
Довольны этими планами оказались почти все. Кроме главного исполнителя - правительства и центральных ведомств.Во всяком случае, официальные комментарии правительственных и ведомственных чиновников, которые удалось получить корреспондентам «Время новостей,» весьма скупы. В Министерстве финансов считают, что «концепция, предлагаемая Госсоветом по перераспределению доходных и расходных полномочий между уровнями власти, очень сырая». Позицию МЭРТа высказал замминистра экономического развития Виталий Шипов. По его словам, «это нужный и важный шаг вперед. Правительство также рассмотрело этот проект, и в целом его одобрило. Однако есть отдельные вопросы, требующие дополнительной проработки. Согласованная позиция по всем вопросам должна быть выработана до 5 ноября». Куда более экспрессивно комментировали чиновники новации г-на Козака неофициально. Источник в правительстве заявил, что «идеи Козака о передаче в местное самоуправление общенациональных налогов, таких как подоходный налог и налог на имущество, с точки зрения экономики абсурдны», а представитель одного из экономических ведомств и вовсе заявил, что «кардинальное перераспределение налоговых полномочий между уровнями власти не представляется возможным».
В какой-то мере такую позицию можно объяснить ведомственными интересами. Если полномочия в муниципалитеты и регионы будут передаваться вместе с доходами, то федеральный бюджет (исходя из проекта на 2003 год) похудеет более чем на треть. Кроме того, правительство лишится многих финансовых рычагов в отношении регионов, включая трансферты.
Но дело не только в этом. «Собираемость налогов у нас крайне неравномерна по всем населенным пунктам, -- считает источник, близкий к экономическим ведомствам. -- К примеру, собранная сумма налога на недвижимость будет сильно разниться в городе и в поселке, не говоря уже об отличиях между Центральной Россией и Крайним Севером. То же самое и с налогом на доходы физических лиц. Уплачивают его фактически не по месту жительства, а по месту работы. Получается, что, к примеру, все Подмосковье отвозит этот налог в Москву.» Таких частных, но на самом деле определяющих суть реформы претензий у правительства и ведомств будет множество.
Но главное -- правительство не готово и неспособно менять недавно принятые Налоговый и Бюджетный кодексы. Тем более что перемены «по Козаку» предусматривают не косметическую, а коренную переделку этих основных экономических документов страны с изменением самих принципов их построения.
Тем не менее кабинет скорее всего примет распоряжение президента к исполнению. После заседания Госсовета Владимир Путин общался с Михаилом Касьяновым. Итогом этого обсуждения стало решение отложить рассмотрение реформы в правительстве с ноября на декабрь. Таким образом, первые законы парламент сможет рассмотреть не раньше весенней сессии. А там начнутся предвыборные баталии, и всем станет не до реформ. Так что вернуться к этой проблеме российская власть сможет не раньше лета 2004 года -- после выборов президента. А к тому времени многое уже может перемениться. В общем, как сказал один из губернаторов, «реформа хорошая, но не в этой стране и не в этой жизни».
Владимир ШПАК, Ирина СКЛЯРОВА, Вера СИТНИНА