Время новостей
     N°197, 24 октября 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.10.2002
Борьба до последней канистры
Лужков пожаловался на Абрамовича в Совбез
Борьба за Московский НПЗ между двумя акционерами -- Московской нефтяной компанией (МНК) и «Сибнефтью» -- вышла на новый уровень. Мэр Москвы Юрий Лужков обратился в Совет безопасности с целью «навести порядок» на заводе. По его мнению, вчерашняя приостановка подачи нефти на МНПЗ «связана с безопасностью не только Москвы, но и государства», причем создали такую кризисную ситуацию фактический владелец «Сибнефти» Роман Абрамович, который хочет монополизировать рынок нефтепродуктов, и «Транснефть», выполняющая незаконное решение суда о запрещении МНК поставлять нефть. «Я буду эти вопросы обсуждать сейчас уже не с Абрамовичем, а буду обсуждать вопрос в государственных органах», -- сказал г-н Лужков. Вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев заявил газете «Время новостей», что его компания «уже уведомляла и вице-премьера Виктора Христенко, и Минэнерго о сложившейся ситуации». «Ведь по собственной инициативе мы начать прокачку не можем», -- сказал г-н Григорьев.

Как известно, глава «Сибнефти» Евгений Швидлер 17 октября встречался с президентом страны. Тогда информагентства передали официальное сообщение о том, что обсуждались «вопросы расширения географии экспорта российской нефти, участие компании в международных проектах, планы дальнейшего развития производственных мощностей «Сибнефти». В самой компании пояснили, что под последней темой подразумевалась именно ситуация вокруг Московского НПЗ. О встрече же гг. Лужкова и Путина, прошедшей во вторник, официально сообщалось следующее: «По предложению президента мэр рассказал о развитии столицы. Он отметил, в частности, что при плане 4,2 млн кв. м жилья Москва выйдет на 4,5 млн кв. м... Далее встреча продолжалась без прессы». Тем не менее, как заявил газете «Время новостей» пресс-секретарь мэра Сергей Цой, «обсуждались и вопросы экономической безопасности столицы».

Впервые о своем намерении обратиться в Совет безопасности мэр заявил еще 13 октября, когда стало известно о существовании судебного решения. Осуществил он свое намерение десять дней спустя, когда прокачка нефти на завод была полностью остановлена.

Остановиться Московский нефтеперерабатывающий завод может уже завтра. В октябре на предприятие должно было поступить 750 тыс. т нефти. Однако в середине октября арбитражный суд Оренбурга вынес решение заблокировать поставки МНК, на долю которой приходилось 350 тыс. тонн. В результате, по словам президента МНК Шалвы Чигиринского, МНПЗ получил лишь 445 тыс. т, и сейчас на заводе осталось всего 40 тыс. т сырья. А этого, по мнению начальника управления правительства Москвы по экономической безопасности Александра Корсака, хватит на два дня работы, хотя сейчас и перерабатывается только 7 тыс. т сырья в сутки, что составляет треть от планового объема.

В нефтяных кругах идет активное обсуждение вопроса о том, можно ли избежать крупных затрат при дальнейшем запуске установок. Г-н Корсак утверждает, что это обойдется в огромную сумму -- до 100 млн долл. -- и займет до полугода. Представители «Сибнефти» также считают, что это будет «гигантская сумма, и где ее брать -- непонятно». В то же время нефтяники из других компаний считают, что можно избежать таких затрат, если грамотно проводить остановку. Тем не менее обе враждующие стороны используют аргумент возможных потерь в свою пользу: МНК с целью возмутить общественность, а «Сибнефть» -- с целью заставить МНК подчиниться ее условиям.

Эти условия, судя по всему, следующие: как сообщила вчера Оксана Асаулова, пресс-секретарь одного из генеральных директоров (по версии «Сибнефти»), Сергея Ильина, ее шеф обратился к другому гендиректору (по версии МНК), Алексею Пешкову, с предложением принять нефть «Татнефти» (которая также является акционером завода). Этой нефти, утверждает она, хватит «на несколько дней бесперебойной работы, возможно, даже до конца месяца», объемы уже подтверждены «Транснефтью» -- т.е. прокачку можно начать в любой момент. Однако для этого необходимо согласие г-на Пешкова, который, как говорит г-жа Асаулова, ответил отказом. В свою очередь в МНК утверждают, что поиск нового партнера и согласование маршрутов с «Транснефтью» может занять 20--25 дней, а в сложившейся ситуации компания таким сроком не располагает.

Что касается других путей выхода из кризиса, то, по словам вице-президента МНК Евгения Савостьянова, в течение ближайших двух дней решение оренбургского суда будет обжаловано, и в случае успеха МНК сможет поставлять сырье на завод. Однако не факт, что именно так и произойдет. Юрий Лужков заявил вчера: «На днях опять две женщины, одна из которых, по-моему, безработная, обратились в районный суд, который находится далеко от Москвы, и суд, не поставив нас в известность и не вызвав, принял решение прекратить поставки нефти в Москву». А «Транснефть» по неведомым столичному градоначальнику причинам подчинилась таким «незаконным» решениям.

В «Транснефти» же все обвинения вызывают недоумение. Ведь, как говорит г-н Григорьев, до сих пор компания не получила никаких документов, которые бы отменяли оренбургское или другие решения, хотя представители МНК неоднократно заявляли о том, что такие документы существуют. «Зачем в такой ситуации посылать их по почте? -- удивляется вице-президент. -- Мы готовы возобновить поставки, как только их получим, пусть пришлют нам хотя бы копию».

Впрочем, даже несмотря на скандалы и возможную остановку МНПЗ, паники на бензиновом рынке столицы нет. Бензин с Московского завода поступает в основном на заправки Московской топливной компании, а это, по разным оценкам, от 10 до 30% всего рынка. Таким образом, расположенные неподалеку Рязанский и Ярославский НПЗ без проблем смогут компенсировать нехватку бензина, а из-за жесткой конкуренции цена на него вряд ли вырастет. Кроме того, как говорят автомобилисты, московский бензин уже давно не отличается высоким качеством.

Денис РЕБРОВ