|
|
N°197, 24 октября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Наедине с судьей
Народные заседатели упраздняются с февраля 2003 года
Госдума приняла вчера в третьем чтении новый Гражданский процессуальный кодекс, который вступит в силу с 1 февраля 2003 года -- в том случае, если его одобрит Совфед и подпишет президент Путин. «Принятый законопроект наряду с Уголовным процессуальным и Арбитражным процессуальным кодексами является ключевым актом в осуществлении правовой реформы в нашей стране», -- считает глава комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников. ГПК, по которому Россия живет сейчас, был принят еще в 1964 году -- несмотря на все поправки, он, конечно, уже устарел.
Новый кодекс несколько расширяет права граждан в их спорах с государством. Например, облегчены правила рассмотрения жалоб кандидатов, которым незаконно отказали в регистрации для участия в выборах. Еще отменено требование обжалования административных взысканий по месту наложения -- скажем, командированный в Смоленск житель столицы, которого оштрафовали местные милиционеры, обжаловать штраф сможет в Москве, а ехать для этого в Смоленск ему не надо. Изменен и порядок рассмотрения кассаций. Теперь кассационная инстанция может рассматривать дополнительные доказательства и допрашивать новых свидетелей, которых проигнорировал суд первой инстанции.
Вмешательство же государственных органов в гражданский процесс сужено. Главным образом это касается прокуратуры, которая теперь не может участвовать в разбирательстве частных споров на стороне того или иного юридического или физического лица. Прокурор может возбуждать гражданское производство только тогда, когда речь идет о защите интересов государства, или когда истец -- например, ребенок -- не может сам отстаивать свои права. Представитель правительства России в Верховном, Конституционном и Высшем арбитражном судах Михаил Барщевский считает, что подобное сокращение полномочий прокуратуры -- удачное законодательное решение. «Прокуратура становится равным участником состязательного гражданского процесса, с точки зрения конституционного права это очень хорошее изменение, -- сказал он в беседе с корреспондентом газеты «Время новостей». -- Хотя в целом я бы сказал, что лучшее -- враг хорошего. Конечно, действующий кодекс не лучше проекта, но новый ГПК мог бы быть еще много лучше».
Часть правозащитников резко критикуют новый ГПК за отмену института народных заседателей, считая, что это мешает народу участвовать в правосудии. Критики надеялись, что депутаты откажутся голосовать за проект и вернут его во второе чтение, которое проходило с нарушениями регламента. Но парламентарии решили, что успех судебной реформы не должен зависеть от процедурных неточностей, и большинством проголосовали за проект.
Иван СУХОВ