|
|
N°196, 23 октября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Последнее пристанище гонимого искусства
Известные кельнские коллекционеры хотят привлечь Россию к организации музея жертв репрессий
Нынешней осенью в Москву собираются приехать известные кельнские коллекционеры Кенда и Яков Бар-Гера. Целью их визита станет создание в Москве российского филиала Общества поддержки Музея гонимого искусства. Сам музей должен открыться 10 мая 2003 года в израильском городе Ашдод.
Имена Кенды и Якова Бар-Гера хорошо известны российским любителям искусства. В последние годы замечательное собрание произведений русского неофициального искусства или «второго русского авангарда» из коллекции Бар-Гера было показано в Государственном Русском музее, в Государственной Третьяковской галерее и в Самарском художественном музее. Яков и Кенда Бар-Гера стали активными участниками российской художественной жизни, хотя их основная работа по собиранию и презентации коллекции проходит в Европе. На сегодняшний день коллекция Бар-Гера включает несколько сотен живописных и графических работ. Отдельную часть коллекции составляют архивные материалы и фотографии, среди них уникальные снимки из московской художественной жизни 50--60-х годов. Самая большая часть собрания Бар-Гера это коллекция «второго русского авангарда» 1955--1988 годов. Другие крупные разделы -- русское искусство 20-х годов, немецкое искусство 20-х годов (работы забытых художников и так называемое «дегенеративное» искусство), а также произведения испанских художников, подвергшихся гонениям во время режима Франко.
На мой вопрос, каким образом и почему интерес Бар-Гера постепенно сконцентрировался на «гонимом искусстве», которое пострадало от преследований или подвергалось обструкции со стороны властей, господин Бар-Гера ответил: «Моя жена чувствовала потребность заниматься такими художниками, потому что речь шла об искусстве, если не запрещенном, то преследуемом. Ей духовно, как жертве нацистского режима, это было близко». (Кенда Бар-Гера родилась и выросла в Лодзи, в детстве пережила ужасы немецкого концлагеря.)
Решение создать особый Музей гонимого искусства созрело в семье Бар-Гера уже давно. После почти сорокалетней собирательской деятельности, когда их частная коллекция уже переросла рамки любой квартиры или галереи, встал вопрос о будущем собрания.
«Мы решили, -- говорит Яков Бар-Гера, -- что наша коллекция должна остаться нетронутой. Ее нельзя делить, иначе она теряет свой смысл. Нам известно, что разные музеи хотели бы иметь нашу коллекцию у себя. Но, честно говоря, мы нигде -- ни в России, ни в Германии -- не видим полной гарантии того, что собрание останется именно «коллекцией гонимого искусства».
В беседах с деятелями культуры Израиля выяснилось, что музей можно основать в этой стране. И вот три года назад в Германии было создано Общество поддержки Международного музея гонимого искусства в Израиле. В израильском городе Ашдод, крупном морском порте, находящемся в 40 километрах к югу от Тель-Авива, построено современное здание. В нем и должен открыться музей. В программе открытия: выставка «Гонимое искусство в Европе XX века», состоящая почти из 400 произведений русских, немецких и испанских художников. Впервые в истории искусства появится возможность непосредственного сравнения русского, немецкого и испанского искусства XX века.
В день открытия выставки начнется трехдневная конференция с участием российских и международных специалистов по искусству представленных в музее школ. «Важно, -- говорит Яков Бар-Гера, -- не только показать собранные нами картины, но и способствовать изучению феномена «гонимого искусства». Трехдневная конференция станет «закладным камнем» исследовательского института, который планируется открыть в Ашдоде на базе музея».
Что же будет представлено на первой выставке музея? Больше половины экспонатов составит дар супругов Бар-Гера: живописные и графические произведения, костяк их коллекции. Эти работы навсегда останутся в Ашдоде и образуют постоянную экспозицию Музея гонимого искусства. Вторую часть выставки составят работы из нескольких российских музеев (Государственного Русского Музея, Самарского художественного музея), а также московских частных коллекций. Среди экспонатов выставки -- произведения таких известных русских художников, как Лисицкий и Чашник, Альтман и Клюни, Малевич и Экстер. Послевоенное неофициальное искусство будет представлено работами Кабакова, Булатова, Брускина, Штейнберга, Рабина, Янкилевского и других нонконформистов.
Немецкое искусство, помимо работ из собрания Бар-Гера, на выставку предоставят Музей Людвига в Кельне и Виттенский музей, испанское -- Национальный музей в Мадриде. Работы из музеев останутся в Ашдоде на полгода и затем вернутся на свою родину. А их место в Музее гонимого искусства займут экспонаты временных будущих выставок на тему «преследование искусства».
Принципиально, что этот музей откроется именно в городе Ашдод, где в настоящее время проживает более 80 000 русскоязычных иммигрантов. Есть надежда, что собранная в музее коллекция, архив и библиотека будут немало способствовать культурному развитию этого города, выросшему 40 лет назад в пустыне, под песком которой, однако, погребены остатки тысячелетней цивилизации.
Итак, супруги Бар-Гера хотят совсем скоро приехать в Москву для того, чтобы привлечь Россию к участию в торжествах по случаю открытия музея. «Мы собираемся пригласить официальные инстанции, а также всех заинтересовавшихся нашей идеей в России людей оказать содействие проекту, -- говорят супруги. -- В любом случае в конференции и открытии выставки в мае примут участие российские искусствоведы. В Ашдод, надеемся, смогут приехать и многие художники -- герои выставки. Ведь без художников, сопротивлявшихся официальной власти и создающих часто ей наперекор настоящее искусство, не было бы самого музея гонимого искусства».
P>
Ольга КОЗЛОВА, Кельн