|
|
N°196, 23 октября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Революция растянется на шесть лет
Госсовет сегодня обсудит реформу местного самоуправления
«Одним из самых сложных и конфликтных вопросов государственного строительства» назвал вчера реформу местного самоуправления Владимир Путин, открывая заседание президиума Государственного совета. Заседание было посвящено исключительно этой реформе, а сегодня проблемы разделения полномочий между тремя уровнями власти рассмотрит собственно Государственный совет. Заседание обещает быть жарким. Хотя лишь 15 регионов отрицательно относятся к программе реформы, разработанной рабочей группой под руководством заместителя главы президентской администрации Дмитрия Козака, практически у главы каждого региона есть свои замечания. К примеру, губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев считает, что особый статус обеих столиц надо прописывать отдельным законом. Саратовский губернатор Дмитрий Аяцков со своей стороны не хочет, чтобы мэры городов избирались прямым голосованием. А президент Кабардино-Балкарии Валерий Коков и вовсе считает, что его «народ еще не дозрел до такого демократического уровня, как французский».
Тем не менее в целом идеи и направления реформы губернаторы одобряют -- и это подтвердила рабочая группа Госсовета во главе с губернатором Вологодской области Вячеславом Позгалевым. Как заметил один из губернаторов, участвующий в обсуждении «Козак пунктуален, как немец», а его реформа хороша всем, кроме того, что «в это время и в этой стране не может быть осуществлена».
По плану г-на Козака реформа будет осуществляться в несколько этапов. Сначала будет принят закон о местном самоуправлении, в результате которого вся страна будет поделена на муниципалитеты, причем в каждом из них должно проживать не менее 1000 человек. Параллельно с этим должен быть принят закон о разграничении полномочий, в котором, по словам г-на Козака «будет четко прописано, кто за что отвечает». После этого к 2004 году регионы должны провести нарезку муниципалитетов.
Затем в течение года будут внесены изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы, для того чтобы полномочия каждого уровня были подкреплены материально. То есть чтобы власти любого уровня имели налоговую базу для выполнения своих обязанностей. И только после этого в январе 2006 года все реформенные законы вступят в силу. Затем еще два года будет идти «переходный период» -- и в 2008 страна начнет новую жизнь.
Хотя сам г-н Козак, как, впрочем, и его сторонники в Госсовете, не называет свои реформы революционными, эти новации в случае их осуществления полностью перевернут российскую действительность. Беда только в том, что в нашей стране шесть лет слишком долгий срок, чтобы можно было что-то планировать всерьез.
Дмитрий КОМИССАРОВ, Владимир ШПАК