Время новостей
     N°196, 23 октября 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.10.2002
«Единой Европе необходима децентрализация»
В эти дни Госсовет России под руководством Владимира Путина обсуждает проект закона, предусматривающий серьезную децентрализацию власти в стране. Любопытно, что эта тенденция характерна сегодня для большинства европейских стран. А для французского премьера Жан-Пьера Раффарена это и вовсе конек. Чем объяснить эту пандемию регионализации и децентрализации, обрушившуюся на Европу? С этими вопросами спецкор газеты «Время новостей» в Париже Петр РОЗВАРИН обратился к бывшему французскому министру, а ныне европейскому комиссару по вопросам региональной политики и реформы институтов Мишелю БАРНЬЕ.

-- Господин комиссар, чем объяснить столь массированную децентрализацию в странах ЕС?

-- Это веление времени. Не подумайте только, будто децентрализации от стран -- членов ЕС в приказном порядке добивается Брюссель. Нет, Европейский Союз, совершенно естественно, не навязывает своим участникам никаких схем поведения в сфере региональной политики. Союз даже не дает странам никаких указаний по поводу того, как им строить отношения между центром и регионами. Мы исходим из принципа институционной автономии. Если же страны проводят широкую децентрализацию, значит, они понимают, что это необходимо.

-- Что вы имеете в виду?

-- У каждого существуют свои причины для активизации региональной политики. В свое время Франция усилиями Гастона Деффера, министра внутренних дел в первые годы правления Франсуа Миттерана, стала, пожалуй, одной из первых западноевропейских стран, проведших широкую программу децентрализации и предоставивших широкие права коммунам, департаментам и регионам. С той поры в Сене немало воды утекло, и другие государства Европы -- Швеция, Португалия, Греция -- пошли еще дальше по пути регионализации. Не говоря уж о Великобритании, где Лондон передал важные полномочия таким регионам, как Шотландия и Уэльс. Децентрализация необходима Единой Европе, и страны это понимают.

-- То есть, с одной стороны, происходит усиление управления Европой через брюссельские административные институты, с другой -- ускоренными темпами идет регионализация...

-- Не надо упрощать. Децентрализация -- это инновация, партнерство, креативность, быстрота реакции... Чем ближе руководство к нуждам населения, тем разумнее решения. Чем ближе руководство к региону, тем оно оперативнее. В нынешнем мире легче и эффективнее управляет тот, кто не только владеет темой, но и находится на местах. Разве не аксиома? Тем более что происходит четкое разделение компетенций между центром и регионами.

-- В чем оно заключается?

-- Учитывая специфику каждой из стран -- членов ЕС, трудно однозначно это сформулировать. И тем не менее: «твердое ядро» европейских региональных компетенций -- это дорожные инфраструктуры, транспорт, санитарные сооружения, в значительной степени -- социальное обеспечение и образование... Государственными же прерогативами остаются международная политика, оборона, службы обеспечения порядка, общеэкономическое управление. Страна -- живой организм. Процесс его развития -- и вширь, и вглубь -- постоянен.

-- И что гарантия этого развития?

-- Законы -- вот главные инструменты. Почти все западноевропейские страны (исключение составляет, пожалуй, лишь Люксембург) гарантировали в наше время регионам их законодательные компетенции. Да, порой это вызывало протест некоторых законодателей, но большинство понимало жизненную необходимость децентрализации. Конечно, всегда есть «за» и «против». Но, как мне кажется, чисто законодательные проблемы тут куда менее значительны, чем вопросы о разделении финансовой ответственности.

-- Налоги? Бюджет?

-- В том числе. За счет чего будет формироваться региональный бюджет: из налогов, собираемых на местах и остающихся в местном бюджете, или за счет вливаний, осуществляемых в региональную казну из центра? Лично я являюсь сторонником первого -- фискальной автономии. Чтобы местные власти несли ответственность не только перед избирателями, но и перед налогоплательщиками.

-- Не вызовет ли такой подход обострение отношений между, скажем, богатыми регионами и бедным центром? Такие столкновения на налоговой ниве уже происходили. Да и есть регионы бедные и есть богатые...

-- Риск существует. Однако в том-то и состоит задача европейских институтов: в гармонизации усилий всех участников децентрализации, в уравновешивании всех регионов. Иного не дано! Слишком далеко ушла европейская децентрализация. Посудите сами. Ровно половина немецких чиновников работает сейчас в штате ландеров -- германских регионов. 40% расходов публичных формирований в Бельгии идут из казны регионов королевства. В Дании объем локальных расходов публичных формирований равен трети величины валового внутреннего продукта страны.

-- Но не везде все так благополучно. А после расширения ЕС все еще более усложнится. Каково ваше мнение по поводу обеспечения прав жителей Калининградской области на передвижение между регионом и Москвой?

-- Вопрос активно обсуждается, в том числе в европейских инстанциях, и, я уверен, будет своевременно решен. Мне не хотелось бы спешить с прогнозами. Поймите меня правильно: Европейские комиссии выступают не за «Европу регионов», а за «Европу с регионами»! Такова и моя позиция как европейца. Важность и необходимость понятия «нация» никто и не подвергает сомнению. Но никакая нация не пострадает, если у нее в той или иной степени появятся региональные оттенки. Какова же при этом роль центра? Он должен быть не только управляющим, но и впередсмотрящим, программирующим. И нет в этом контексте никаких глобальных противоречий между странами на европейском уровне. Просто государства как вещи в себе, в качестве главного, а порой и единственного инструмента управления, больше не должно существовать. Надо начать новую славную страницу европейской истории в третьем тысячелетии. Этому поможет широкая регионализация континента.

Беседовал Петр РОЗВАРИН