|
|
N°195, 22 октября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бананы вместо долларов
Гражданам Эквадора обещают голодный рай
Воскресные выборы в Эквадоре так и не определили имя нового президента. 24 ноября пройдет второй тур, в который вышли полковник-путчист Лусио Гутьеррес, которого еще называют «эквадорский Чавес», и банановый король мультимиллионер Альваро Нобоа. Они набрали 19,5 и 17,6% голосов соответственно. В единственной стране тотальной долларизации (американский доллар -- официальная валюта) налицо еще и чистота идеологического выбора: эквадорцы выбирают между «коммунизмом» Гутьерреса или частным предпринимательством в стиле Нобоа.
Эквадор -- одна из самых коррумпированных стран Латинской Америки (в списках, составленных международными организациями, впереди только Парагвай). Около 70% 12--миллионного населения перебиваются за чертой бедности. С 1999 года эмигрировали полмиллиона эквадорцев. Согласно опросам, 45% населения немедленно и навсегда готовы покинуть этот «рай долларизации».
В последние годы стране не везло на президентов. В 1997 году был смещен с поста Абдала Букарам (араб по происхождению) с характерной формулировкой: «За стойкую неспособность к управлению государством». В 2000 году военно-индейский мятеж вынудил уйти президента Хамида Мауада. Сегодня Букарам в ссылке в Панаме, Мауад -- в США. К тому же президент Букарам отличался чудаковатостью, из-за чего многие сомневались в его психическом здоровье. Любопытно, что оба победителя первого тура воскресных выборов были к Букараму близки. Гутьеррес был его адъютантом. А Нобоа в правительстве Букарама отвечал за финансы. Забавно, что и Нобоа, и Гутьеррес подобрали себе помощников (кандидатов в вице-президенты) -- врачей по специальности.
45-летний Гутьеррес, потомственный военный, носит камуфляжную форму, хотя он и в отставке. В 2000 году он вместе с индейцами возглавил военный мятеж (знаменитой стала его фраза: «Не признаю ни президента, ни парламент, ни верховных суд»), и после вынужденной отставки президента Мауада в течение трех часов был президентом страны. А до этого Гутьеррес публично отказывался подавать президенту руку.
Мультимиллионеру Нобоа 51 год. Его отец Луис Нобоа создал гигантскую банановую империю и захватил рынки сначала соцлагеря, а потом и возникших на его руинах стран. В Эквадоре есть анекдот. Когда многие месяцы добивающийся аудиенции у советских руководителей посол Эквадора в СССР попал наконец в кабинет Леонида Брежнева, то увидел там Луиса Нобоа, беседующего с генсеком КПСС.
Состояние сына магната, кандидата в президенты Альваро Нобоа, превышает миллиард долларов. Сотни его компаний занимаются бананами, кофе, шоколадом, морскими и авиаперевозками. Нобоа учился в Швейцарии в знаменитой школе «для будущих королей и магнатов» Le Rosey. В 2001 году на эквадорских телеканалах в рекламное прайм-время Нобоа поместил документальный фильм о крещении своего сына в Нью-Йорке. Среди гостей были дети Роберта Кеннеди, актриса Сьюзен Сэрэндон и другие знаменитости. Одно из предвыборных обещаний Альваро Нобоа -- «дешевая еда». В 1998 году Нобоа проиграл выборы Мауаду. Сегодня стремится стать президентом-предпринимателем. И обещает, что для долларовой страны это наилучший выбор. Впрочем, поклонник Чавеса Гутьеррес тоже не посягает на долларизацию.
Андрей ЗЛОБИН