|
|
N°195, 22 октября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пхеньянский покер
Ким Чен Ир сильно озадачил американскую дипломатию
Напугав Америку призраком северокорейской атомной бомбы, Пхеньян все более активно приглашает Вашингтон поторговаться. Вчера номинальный глава Северной Кореи Ким Ен Нам, занимающий пост председателя президиума Верховного народного собрания КНДР, заявил, что страна «готова снять напряженность в отношениях США, коль те столь сильно обеспокоены возможной угрозой своей безопасности». Однако в обмен на северокорейские уступки по ядерной проблеме США должны будут отказаться от «враждебной политики» по отношению к Пхеньяну. Сенсационное предложение было сделано в ходе приема, устроенного Ким Ен Намом в честь гостящей в Пхеньяне южнокорейской делегации во главе с министром по объединению страны Чон Сэ Хэном.
Помощник госсекретаря США Джеймс Келли подтвердил, что Северная Корея выразила желание отказаться от ядерной программы в обмен на гарантии ненападения со стороны США и на признание Вашингтоном нынешнего пхеньянского правительства.
Американские политики и дипломаты демонстрируют явную растерянность, граничащую с беспомощностью. Избранная администрацией Буша политика жесткого давления на Пхеньян диктует необходимость встретить ядерный вызов со стороны Ким Чен Ира новыми угрозами и ультиматумами. Но The Washington Post отмечает, что воинственная риторика Буша и его команды «помогает укреплению северокорейской паранойи». Ведь Пхеньян действительно опасается стать мишенью для военной акции США.
Вчера замминистра обороны США Пол Вулфовиц примирительно заметил, что Пхеньян отчаянно нуждается в иностранной помощи, поэтому «у нас, американцев, есть такие рычаги влияния на Северную Корею, каких нет в Ираке». Однако США так жестко изолировали КНДР, что в настоящее время этих рычагов почти не осталось. Обещанная постройка «безопасных» реакторов на легкой воде, которые трудно использовать в военных целях, опаздывает как минимум на шесть лет: Вашингтон затягивал начало работ под предлогом недоверия к Пхеньяну. Еще США могут прекратить ежегодную поставку 500 тыс. метрических тонн горючего, но американская доля лишь 1% от потребностей КНДР (90% топлива идет из Китая).
Если соглашение 1994 года будет разорвано, то КНДР получит право начать строительство своей АЭС на обычных реакторах, использованные стержни которых можно будет переработать в оружейный плутоний. Это приведет отношения КНДР и США к настоящему кризису. Госсекретарь Колин Пауэлл вчера констатировал, что соглашение 1994 года «по сути» перестало действовать. Но считать его «разорванным» он категорически отказался.
К тому же складывается впечатление, что у американцев не так много информации об истинном состоянии северокорейских военных программ. А старший заместитель госсекретаря Джон Болтон находится в Москве не столько для того, чтобы рассказать главе российского МИДа о ядерной программе КНДР (хотя так утверждает сам Игорь Иванов), сколько для того, чтобы разузнать о ней у российских экспертов. Но российский министр по атомной энергии Александр Румянцев заявил вчера, что ему «трудно представить, что в КНДР есть оружейные технологии и создано ядерное оружие». Г-ну Румянцеву «неизвестно, чтобы активность в ядерной области у Северной Кореи была значимой с точки зрения создания ядерных технологий».
Если Буш не поступится принципами и не сядет за стол переговоров с Ким Чен Иром, на него надавят Япония и Южная Корея. Они серьезно перепуганы и будут склонять Вашингтон к сделке, если Пхеньян четко изложит им условия, на которых откажется от ядерной бомбы.
Как сообщил газете «Время новостей» авторитетный эксперт канадского аналитического центра KANWA г-н Чжан И-хун, за соответствующую цену Пхеньян заморозит ядерную программу и откроет иностранным инспекциям свои секретные ядерные объекты, а то и демонтирует их. По словам нашего собеседника, в ноябре Ким Чен Ир хочет посетить Пекин и попросить китайских руководителей об экономической помощи. Материальная поддержка нужна Ким Чен Иру немедленно -- взрыв неконтролируемой инфляции, спровоцированной проведенными в КНДР этим летом усеченными рыночными реформами, может разразиться уже в декабре.
Алексей СЛОБОДИН, Александр ЛОМАНОВ