Премьер-министр Чечни Станислав Ильясов, скорее всего, покинет пост, который занимал более полутора лет. Cлухи о его предстоящей отставке появились еще в минувший четверг, когда премьер вдруг не приехал в Надтеречный район на заседание Дирекции по восстановлению. Вместо этого он появился в Москве и пообещал провести брифинг для журналистов, который в последний момент был отменен без объяснения причин. По неофициальным данным, указ о новом назначении г-на Ильясова уже готов. А сегодня сообщение о грядущей перестановке фактически подтвердило представительство Чечни в Москве. Не удивляет новость о скором уходе чеченского премьера и спецпредставителя президента по правам человека на Северном Кавказе Абдул-Хакима Султыгова. «Об этом говорилось давно. Станислав Ильясов замечательно справлялся со своими обязанностями, мы с ним сотрудничали. Но человек не может всегда занимать одну и ту же должность. А Чечня - очень суровый экзамен. Люди, которые его выдержали, смогут справиться с любой работой», - заявил вчера г-Султыгов корреспонденту газеты «Время новостей».
Уход г-на Ильясова можно было бы трактовать, например, как серьезную победу главы Чечни Ахмада Кадырова, которому так и не удалось найти с премьером общий язык. Но в московском представительстве Чечни категорически отвергают любые намеки на конфликт между премьером и главой республики. «Это ни в коем случае не отставка, - заверил корреспондента газеты «Время Новостей» начальник информационного центра представительства Эди Исаев. - Станислав Валентинович уходит на повышение, и в своей новой должности он обязательно будет продолжать заниматься проблемами нашей республики, которые хорошо знает. Мы его просто так не отдадим».
Между тем предпосылки для конфликта появились в январе прошлого года, когда помимо республиканской администрации было создано еще и правительство Чечни - тогда это было объявлено очередным «мирным» достижением. По президентскому указу, глава правительства по должности становился заместителем главы республиканской администрации, который его и назначает, предварительно согласовав свой выбор с полпредом президента в Южном округе. Но и глава Чечни Ахмад Кадыров, и полпред Виктор Казанцев с самого начала понимали, что решающее слово в этом вопросе - за Кремлем. Именно Кремль выдвинул кандидатуру Станислава Ильясова и вынудил Ахмада Кадырова ее принять. Причем, происходило назначение на фоне нескольких неприятных историй с бюджетными средствами, растраченными в Чечне не по назначению.
К неудовольствию г-на Кадырова, правительство Ильясова сразу взяло на себя все бюджетные функции: распоряжение федеральными деньгами и подсчет денег местных. С федеральной Дирекцией по восстановлению Чечни до последнего времени наиболее плотно работал также Станислав Ильясов. Отношения между главой администрации, отодвинутым от основных финансовых потоков, и его премьером-«хозяйственником» складывались крайне непросто. Они даже избегали появляться вместе на публичных мероприятиях.
«Властный ресурс Ильясова постоянно сокращался, - комментирует
руководитель аналитического департамента «Центра политических технологий» Алексей Макаркин. - Вначале уволили руководителя аппарата правительства и поставили на его место одного из близких Кадырову людей, затем Кадыров получил право снимать самостоятельно членов правительства. Беслан Гантамиров стал вице-премьером и министром по делам информации и печати без согласия Ильясова. Когда премьеру назначают заместителя, а он об этом узнает чуть ли не по телевизору, понятно, что аппаратное значение его весьма сомнительно».
Кто на самом деле выиграет от ухода г-на Ильясова, прояснится, как только станет известно имя его преемника. «Ставя человека на Чечню, надо смотреть, есть ли у него опыт организации работы, сможет ли он привести в республику инвестиции, - считает видный представитель чеченской диаспоры, глава концерна «Милан» Малик Сайдуллаев, чья кандидатура на руководящие должности в Чечне рассматривалась не раз. - И нельзя допустить, чтобы это была криминальная фигура. А пока мог бы справиться кто-то из замов Ильясова - например, Беслан Гантамиров». Впрочем, пока о вероятных претендентах ничего неизвестно.
Зато понятно, что такая победа Ахмада Кадырова сильно осложнит
любые переговоры с лидерами сопротивления, которые вновь активизировались в последние дни. «Кадыров всегда был против диалога с верхушкой боевиков, - член научного совета Московского Центра Карнеги говорит Алексей Малашенко. - Если информация о снятии Ильясова подтвердится, это будет означать, что Россия по-прежнему поддерживает Кадырова и придерживается силовой тактики.