Альбом знаменитого своей скандальностью дуэта «Тату» выпущен на американский рынок. Релиз представляет собой англоязычную версию дебютного альбома «Двести по встречной». Приятно то, что сингл All The Things She Said (на родине -- «Я сошла с ума») попал в танцевально-клубный чарт
Hot Dance Music/Club Play еженедельника Billboard.
С тем, что российская популярная музыка за пределами СНГ совершенно неизвестна, мы уже свыклись. Но как только свыклись, стали поступать обнадеживающие новости: например, «Тату», как сообщают болгарские коллеги, очень популярны у них в стране. Могут несколько дней подряд собирать стадион в Софии.
Но признанными достижениями пока что по-прежнему остаются: «Алсу--Евровидение--второе место» и «ППК--Британия--хит-парад». На всякие беззастенчивые рассказы о каких-то «концертах «Мумий Тролля» в Гренландии» и про «На-На» записываются в Америке» (не иначе, в Латинской) реагируют только подростково-развлекательные журналы. Серьезные же люди относятся к этому как к анекдоту.
На самом деле наши артисты на зарубежном рынке никогда представлены толком не были (если речь, конечно, не идет о советских эстрадных певцах, выступавших в странах Варшавского договора), и сейчас делаются только первые шаги. До сих пор зарубежный слушатель не имел нормальной возможности оценить наших артистов.
То, что российская популярная музыка более чем своеобразна, профессионалы понимают, разница лишь в оценках. Но существует ли проблема с восприятием этой музыки как таковой? Только ли русский язык мешает, или все же гармонии и ритмы не те? Принципиально ли она недоступна человеку с западным сознанием или дело в не очень хорошем технически качестве записи нашей попсы? Может быть, русской попсе надо просто найти свое место?
Приведу один пример. Один мой знакомый американец, работая несколько лет в Москве, не пропускал почти ни одного выступления маргинальной трэш-группы «Коррозия металла». Казалось бы, приличный человек, преподаватель, искушенный меломан (чего они там в Америке из рок-н-ролла не видели?), а тут -- какая-то полусамодельная «металлическая» банда. Свой горячий интерес к группе (человек чуть ли не в Подольск на концерты ездил, рискуя нарваться на гопников!) он объяснял тем, что «в Нью-Йорке многие «альтернативные» и металлические группы своим творчеством изо всех сил стремятся навязать мысль об абсурдности мироздания, бессмысленности жизни и, разумеется, ничтожности человека. Многие весьма убедительны. Но маразм и абсурд шоу «Коррозии...» -- все эти карлики и голые женщины с целлюлитом -- дадут фору самому озлобленному нью-йоркскому рокеру!».
Приятна ли такая оценка и может ли российская популярная музыка выиграть что-то, руководствуясь принципом «чем хуже -- тем лучше»?
С другой стороны, знаком я с иностранцами, которые считают, что российские клубные группы -- та же Tequilajazzz -- гораздо интереснее западных групп с тем же «альтернативным» статусом. Но опять-таки речь идет в основном о группах западной (чаще -- американской), полумаргинальной, «альтернативной» ориентации (в которой ничего в общем-то плохого нет).
Исключительно российский продукт -- Инна Желанная, «Хуун-Хур-Ту» и прочие тувинцы -- находит стабильный спрос на западных фольклорных фестивалях. В этом контексте «русское» означает «народное», «экзотичное», и для оценки этого продукта уже установлены собственные оси координат, на которых наши участники занимают престижные места.
Тем не менее, если в обозримом будущем и не произойдет великого «русского вторжения» в западный музыкальный мейнстрим, уже понятен круг вопросов. В каком виде наши артисты должны предстать перед очами зарубежного зрителя? Какова наиболее успешная стратегия их продвижения? И есть ли в этом вообще какой-нибудь смысл?