|
|
N°195, 22 октября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
По плану Маршалл
В кинотеатре «35 ММ» мировая премьера французского фильма «Рядом с раем»
Три года назад Тони Маршалл сняла тонкий, красивый, остроумный, талантливый фильм «Салон красоты «Венера». Однако сейчас в это трудно поверить, потому что к ее последнему фильму «Рядом с раем» подходят совсем другие эпитеты: топорный, бледный, скучный, заурядный.
В обоих фильмах играют известные актеры, но если «Салон красоты» позволил Натали Бай и Одри Тоту проявить все свои лучшие качества, то «Рядом с раем» вряд ли войдет в число удачных фильмов Катрин Денев. И вроде бы специально для нее Маршалл написала сценарий: «Я давно хотела поставить фильм с Катрин Денев... Я хотела пофантазировать о ней, найти загадочное повествовательное обрамление, использовать ее поразительные таланты», но как раз героиня Денев, Фанетт, кажется самой неубедительной и вызывает больше всего вопросов. Непонятно, как в одном человеке могут уживаться профессиональный интерес к абстрактной живописи и страсть к сентиментальному фильму с приторным названием «Незабываемый роман»? На этот фильм героиня Денев ходит несколько раз и каждый раз в финале чуть не плачет. Как может психически здоровому человеку привидеться текст письма с приглашением на свидание на крыше Empire State Building. Разве нормальный человек полетит из Парижа в Нью-Йорк только для того, чтобы сфотографировать две картины художника, о котором он пишет книгу? И, наконец, вопрос к Маршалл: неужели стоило строить сценарий вокруг такой вот героини?
Фильм «Рядом с раем» мог быть интереснее, если бы он подробнее рассказал о дочери Фанетт Люси, девушке странной, с лесбийскими наклонностями. Или если бы главным его героем стал брат Фанетт Ален, который напивается до рвоты, потому что ему изменяет жена. Да что там дочь, что там брат: любой человек из очереди к лифту в Empire State Building может вызвать больше интереса, чем эта немного ненормальная, но скучная Фанетт.
Возможно, режиссеру и сценаристу Маршалл фильм дорог историей любви между французской писательницей Фанетт и американским фотографом Мэтом, ведь сама Маршалл -- дочь американца и француженки. Вероятно, именно поэтому в «Рядом с раем» так много взаимных американо-французских реверансов и расшаркиваний. Американец: «Обожаю говорить по-французски. Этот язык полон цветов». Француз: «Люблю калифорнийские вина. Они даже лучших наших». В общем, в фильме Маршалл французский петух хвалит американскую кукушку, потому что американская кукушка хвалит французского петуха, что может быть хорошим сюжетом для басни, а вот для фильма -- вряд ли. Во всяком случае, на Международном Венецианском кинофестивале «Рядом с раем» не удостоился ни одной награды. В Италии заявление Денев на пресс-конференции: «Кино все еще очень молодое искусство, с необычными приемами и очень впечатляющими спецэффектами, но иногда кажется, что его лишили души» -- среди журналистов вызвало гораздо больше эмоций, чем сам фильм. Вот и в России к фильму «Рядом с раем» публика вряд ли проявит живой интерес. В целом замечательный «Проект 35ММ» в этот раз сделал проигрышную ставку. У нас в кино ходят люди молодые, а в компании Катрин Денев и Уильяма Херта с их поздней и робкой любовью (герои даже ни разу по-настоящему не поцеловались) молодой человек почувствует себя неловко, как на дискотеке «для тех, кому за сорок». Лучшие роли Денев остались в прошлом: не случайно в «8 женщинах» Франсуа Озона танцующая Денев напомнила критику Валерию Кичину предместкома на дискотеке из фильма «Любовь и голуби». Увы, «Шербургские зонтики» больше не раскрываются.
Сергей ТОКАРЕВ