|
|
N°194, 21 октября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сталевары против «перекосов»
Металлурги пожаловались Михаилу Касьянову на МПС
Главы двух крупнейших российских металлургических комбинатов Владимир Лисин (Новолипецкий меткомбинат) и Виктор Рашников («Магнитка») обратились с жалобой к премьер-министру Михаилу Касьянову. Металлургов не устраивает проводимая МПС «практика введения спецтарифов на транзит грузов по российским железным дорогам».
Причиной недовольства металлургов стало решение комиссии по тарифному регулированию на железнодорожном транспорте при правительстве снизить тариф на транзитную перевозку угля из Казахстана на Украину с 18 до 13 долл. за тонну. Владимир Лисин и Виктор Рашников отмечают, что сейчас и так действует пониженный тариф на транзит угля из Кузбасса на Украину -- 11,5 долл. за тонну. Это сравнимо с тарифом для «Магнитки» (10 долл.) и НЛМК (12,5 долл.). При этом, как пояснил пресс-секретарь НЛМК Дмитрий Геворкян, с 1 ноября для этих металлургических комбинатов будет отменена маршрутизация (скидка для постоянных клиентов) и тарифы на перевозку угля из Кузбасса вырастут еще почти на доллар.
«Смысл нашего обращения -- предотвратить возникновение перекосов, -- заявил газете «Время новостей» г-н Геворкян. -- Получается, что угольщиков будут дотировать за наш счет. МПС обладает правом устанавливать исключительные тарифы (вводятся для стимулирования грузопотоков. -- Ред.), и в результате одним отраслям даются привилегии за счет других».
Как отмечают металлурги, вводить стимулирующие механизмы для перевозки угля из Казахстана смысла нет, поскольку и при прежнем тарифе объем перевозок устойчиво рос (в 2001 году он достиг 27 млн тонн). «Справедливый» тариф на перевозку угля из Казахстана или Кузбасса на Украину и в дальнее зарубежье, по расчетам специалистов НЛМК и «Магнитки», должен составлять вообще не менее 35 долларов.
Между тем в МПС, которое металлурги обвиняют в предвзятости, отрицают сам факт принятия решения о снижении тарифов на транспортировку казахстанских углей в направлении Украины. Как заявила газете «Время новостей» первый замначальника центра фирменного технического обслуживания МПС (курирует грузовые перевозки по железным дорогам России и СНГ) Галина Зимовская, «этот вопрос обсуждается уже долго, но окончательного решения пока не принято».
В министерстве отказались также прокомментировать последствия собственной тарифной политики для российской металлургической отрасли, сославшись на то, что не ознакомлены с посланием гг. Лисина и Рашникова. Хотя МПС и возмущено упреками металлургов в том, что министерство, обладая правом в исключительных случаях устанавливать тарифы, создает льготные условия одним за счет других. «Решения о введении исключительных тарифов принимаются на правительственной комиссии по регулированию тарифов на федеральном железнодорожном транспорте под председательством вице-премьера Виктора Христенко. А поскольку в комиссию помимо МПС входят представители Минэкономразвития, МАП, Минтранса, ФЭК, то голос железнодорожного ведомства не является решающим», -- говорит г-жа Зимовская.
На самом деле металлурги опасаются не столько «перекосов», сколько того, что угольщикам будет гораздо выгоднее вывозить свою продукцию на экспорт (через Украину в Восточную Европу), а не поставлять на НЛМК или «Магнитку». Переговоры о возможной поставке угля из Кузбасса в Восточную Европу уже проходили. Летом этого года Кузбасс посетила делегация представителей американской компании Betlehem Steel, которая купила два года назад металлургический комбинат в Кошице (Словакия). Американцев, в частности, интересовали поставки кокса компании «Кузбассуголь». Правда, по мнению наблюдателей, опасения в том, что весь российский уголь могут вывезти, несерьезны.
«Я не вижу ничего катастрофического в снижении транзитных тарифов на уголь из Казахстана, -- заявил газете «Время новостей» аналитик ИБГ «НИКойл» Вячеслав Смольянинов. -- Металлурги всегда настаивали на снижении тарифов на перевозку стали и проката, так почему угольщики не могут потребовать того же?»
Аналогичное мнение высказал и вице-президент ИК «Атон» Александр Агибалов: «Не исключено, что может возникнуть дефицит угля, но это приведет лишь к коррекции цен на него. Металлурги, кстати, уже повысили цены на свою продукцию. Что касается опасений по поводу вывоза угля, то они лишены оснований -- в той же Польше, Словакии или на Украине (Донбасс) хватает своих производителей угля, и на рынке существует достаточно сильная конкуренция».
Симптоматичным является тот факт, что под обращением металлургов к Касьянову нет подписи главы «Евразхолдинга» (включает НТМК, «Запсиб» и Новосибирский метзавод) Александра Абрамова -- партнера Владимира Лисина по консорциуму «Русская сталь». Любопытно при этом, что холдинг в отличие от НЛМК и «Магнитки» имеет в своем составе угледобывающие предприятия: «Прокопьевскуголь», «Кузнецкуголь», шахты «Распадская» и «Полосухинская». В самом холдинге затруднились ответить на вопрос, почему г-н Абрамов не выступил совместно со своим партнером.
Дмитрий ПОНОМАРЕВ, Яна ВИКТОРОВА