|
|
N°157, 30 октября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Александр Назаров: Поговорили, однако
Губернатор Чукотки Александр Назаров в минувшую пятницу дал показания Федеральной службе налоговой полиции, куда его пригласили на допрос в качестве свидетеля. Полицейские заинтересовались г-ном Назаровым за два месяца до выборов губернатора Чукотки, на которых его основным соперником будет влиятельный бизнесмен Роман Абрамович. На самом деле никаких интриг нет, уверяет АЛЕКСАНДР НАЗАРОВ корреспондента газеты «Время новостей» ВИКТОРА ХАМРАЕВА.
-- Так в чем же вас, Александр Викторович, обвиняют полицейские?
-- Обвинять -- это не их работа. Налоговая полиция занимается проверками, в ходе которых выявляются нарушения или не выявляются.
-- Но если вас вызывали на допрос, значит, что-то на Чукотке уже выявлено?
-- На Чукотке полиция пока еще ведет проверку. И правильно делает. Пусть проверяют: от этого в моем же округе будет больше порядка.
-- Но ведь сообщение о вызове на допрос сопровождалось несколькими версиями. Вас винили в злоупотреблениях должностным положением, связывая их с тем, что округ не может расплатиться с государством по «золотому кредиту», что процветает незаконный экспорт рыбы, что деньги, выделенные для строительства жилья на Чукотке, тратятся на строительство особняков в Подмосковье.
-- Версии, как всегда, правдивы лишь наполовину. ФСНП действительно интересует все: и «золотой кредит», и рыба, и недвижимость. Но Назарова никто ни в чем не винит. Меня вызвали не на допрос, а для того, чтобы прояснить ситуацию.
-- Что прояснилась с «золотым кредитом»?
-- Кредит -- 12 тонн в золотых слитках -- Чукотка получила в 1993--1994 годах. На этот кредит округ должен был развивать свою ведущую отрасль -- золотодобычу. Но воспользоваться деньгами мы могли только через уполномоченные банки, то есть коммерческие. Такими уж были порядки того времени. На других условиях мы кредит получить не могли. В итоге шесть тонн золота осело в коммерческих банках, не дойдя до Чукотки, и округ оказался в должниках. Пока мы вернули государству лишь 4 тонны.
-- Какие банки освоили ваше золото?
-- «Пресня-банк» и «Национальный инвестиционный банк». В Генпрокуратуру заявление мы подали еще два года назад. Против банков возбуждено уголовное дело. Надеюсь, теперь, после вмешательства налоговой полиции, прокуратуре будет проще разобраться с этим делом.
-- Другой сюжет касался незаконного распределения в округе квот на экспорт рыбы.
-- Распределением квот занимается федеральное ведомство -- Госкомрыболовства. Округ только направляет заявку. Рыболовство на Чукотке развивается лишь в последние десять лет. У нас работают рыбодобывающие компании Приморья, Сахалина. Наше условие одно -- приходите к нам, регистрируйтесь, платите налоги. Не стану отпираться -- браконьеры есть. И уж если кто попадается на этом, то он вылетает из списка претендентов на квоты. Если проверка налоговой полиции поможет пресечь незаконный лов, буду только приветствовать.
-- А как появились чукотские особняки в Подмосковье?
-- Не особняки, а мой каркасно-щитовой дом, кстати, задекларированный. Приобрел участок и строю дом на свои деньги.
-- Откуда деньги?
-- Я 30 лет работаю на Севере. Правда, округ действительно строит жилье за пределами Чукотки. Мы возводим дома для тех, кто покидает наш край, и на те средства, которые выделяются государством специально для этой цели. Убежден, что проверка полиции не помешает и в этом вопросе, потому что у губернатора не до всего доходят руки.
-- Но почему полицейские решили проверить вас именно сейчас, за два месяца до губернаторских выборов, на которых вашим главным соперником будет Роман Абрамович?
-- Выборы и проверка никак не связаны. По-моему, это просто совпадение.
-- А вас не задевает, что г-н Абрамович, которому вы помогли стать депутатом Госдумы, теперь борется за ваше кресло?
-- Моя команда действительно помогала ему во время думских выборов. Но если он теперь хочет участвовать в губернаторской гонке, это его право.
-- Как вы думаете, зачем Роману Абрамовичу понадобилась далекая Чукотка?
-- Об этом спросите у него самого. Чукотка, конечно, особенный регион -- он единственный имеет базовую точку границы с США. Но в то же время это очень сложный регион: жизнестойкость его держится на системе разового завоза. И потому здесь очень легко «проколоться» в одночасье.
Беседовал Виктор ХАМРАЕВ