|
|
N°194, 21 октября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ученый совет
Доктор Браверман прочел лекцию РСПП
В пятницу на заседании правления РСПП первый замминистра имущественных отношений Александр Браверман в целях повышения культурного уровня предпринимателей прочитал им лекцию, убедительно доказавшую, что наличие маркетинговой стратегии увеличивает капитализацию компании. Ради встречи с олигархами г-н Браверман даже взял на своей основной работе отгул и выступал исключительно в роли доктора экономических наук. Маркетинг, по его словам, это огромный недоиспользованный резерв, не требующий масштабных инвестиций. Расчеты г-на Бравермана показывают, что маркетинговая стратегия как актив способна увеличить капитализацию компании от 11% в машиностроении до 22% в торговле. Проблема, по мнению г-на Бравермана, заключается в том, что часть наших предпринимателей поражена «рыночной слепотой». По его данным, не более трети российских компаний занимаются маркетинговой стратегией. Он рассказал о проведенном месяц назад маркетинговом аудите одной «из наиболее известных российских нефтяных компаний». Анализ всего трех автозаправок показал, что из-за неиспользования дополнительных возможностей (в том числе открытия кафе на территории АЗС) компания теряет 7,2--10,7% прибыли. Впрочем, на российском рынке есть на кого равняться в этом плане. По мнению г-на Бравермана, стратегия «Вимм-Билль-Данна», ЮКОСа, ТНК и «Роснефти» не только увеличивает их прибыль, но и служит инструментом конкурентной борьбы.
Доклад явно убедил членов правления в необходимости маркетинговой активности. Было даже принято решение поручить Российской ассоциации маркетинга (г-н Браверман возглавлял ее до прихода в министерство) разработать концепцию роста капитализации с использованием маркетинговой стратегии, включая и методические указания к ней.
Но не только прослушиванием крайне познавательной лекции занимались предприниматели, они решали и свои внутренние вопросы. Очередной съезд решено провести в сентябре--октябре 2003 г, чтобы, как объяснил президент РСПП Аркадий Вольский, «определиться с позицией перед выборами». На этом съезде должна быть утверждена декларация принципов деятельности. Документ начинается главой под названием «Кто мы», и из нее интересующийся может узнать, что «мы» -- это представители делового сообщества, сторонники сильного демократического государства и даже сторонники власти, ответственной перед обществом.
Также на заседании была одобрена Хартия деловой и корпоративной этики. В недрах РСПП образовалась комиссия по этике, призванная разбирать споры между членами РСПП. Изначально планировалось построить ее работу на основе десяти библейских заповедей, но в хартии почему-то зафиксировали лишь восемь. Хартия предлагает бизнесменам вести свои дела на принципах добропорядочности и справедливости, а также не привлекать органы власти для выяснения отношений с конкурентами. Возглавит комиссию член правления РСПП, глава Фонда развития промышленности минеральных удобрений Борис Титов. А вот определять «облико морале» враждующих бизнесменов станут уважаемые люди со стороны, причем обладающие как национальным, так и международным авторитетом. Возможно, деятели науки и культуры будут менее пристрастны, чем предприниматели, но вряд ли кто-то из них достаточно сведущ в вопросах бизнеса. Впрочем, комиссия бизнесменам очень нужна. Несмотря на то что она еще не начала работать, в РСПП, по словам г-на Вольского, уже поступили «сотни заявлений членов РСПП друг на друга».
Вера СИТНИНА