|
|
N°194, 21 октября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Рыба, золото и водка
У убитого губернатора были слишком широкие экономические интересы
Завтра в Москве на Ваганьковском кладбище должны состояться похороны губернатора Магаданской области Валентина Цветкова, застреленного неизвестным преступником в минувшую пятницу. Дерзкое убийство повергло в шок политическое элиту - чиновников столь высокого ранга в России еще не убивали. К тому же произошло преступление в самом центре Москвы, прямо на правительственной трассе Новый Арбат. Президент Путин квалифицировал убийство, как «преступление против государства, посягательство на государственное устройство России». Такие же оценки дали и большинство других представителей власти, каждый из которых, как теперь выяснилось, не может чувствовать себя в безопасности.
В субботу в Магаданскую область отправилась следственная группа МВД и Генпрокуратуры из нескольких десятков человек, получившая задание во что бы то ни стало раскрыть убийство. Генпрокурор Владимир Устинов заявил в выходные, что «объем выполненной работы дает основание надеяться на раскрытие преступления». Еще оптимистичнее настроен прокурор Москвы Михаил Авдюков. По его словам, в расследовании есть «существенные подвижки». О версиях сыщики пока не распространяются, но в неофициальных беседах говорят, что не склонны рассматривать убийство г-на Цветкова, как политическое. Больше их внимание привлекли экономические шаги губернатора в своем регионе. Он возглавляет Магаданскую область с 1996 года, и за это время успел взять под жесткий контроль буквально все прибыльные сферы - водочную, золотодобычу, вылов рыбы и т.д. Все неугодные местным властям структуры с Колымы уже давно убраны, а любое появление чужаков встречается «в штыки». Поэтому, как отмечают в МВД, желающих ослабить «губернаторскую монополию» было более чем достаточно.
Одним из основных в деле г-на Цветкова считается «золотой след». Еще в середине 90-х годов рынок драгметаллов в Магаданской области имел почти не контролируемой характер. Сколько добывалось золота и серебра, никто точно не знал, почти все доставалось перекупщикам и сомнительным структурам. Постепенно главная отрасль Колымы приходила в упадок. Чтобы помочь старателям в развитии государство в 1992-96 годах выдало Магаданской области золотой кредит - золото в слитках на 87 млн. долларов. Кредит пока так и не возвращен, и по этому поводу расследуется целая серия уголовных дел.
Когда к власти пришел г-н Цветков, он сразу взялся именно за рынок драгметаллов. Губернатор создал унитарное предприятие «Фонддрагмет», куда и было приказано сдавать все местное золото. Чуть позже на Колыме был создан и собственный аффинажный завод. Правда, никаких отчетов о деятельности этих двух структур никто получить не мог, даже облдума. А МВД в свое время утверждало, что сам «Фонддрагмет» действует в стиле ранее существовавших в области перекупщиков, скупая золото без проверки его происхождения и,тем самым, способствуя разграблению Колымы.
Г-н Цветков упорно не хотел расплачиваться по золотому кредиту, полученному, правда, еще его предшественником. Известно, что некоторые предприятия региона отдавали обладминистрации часть средств по «золотому кредиту», но в центр они так и не поступали.
Другая версия- водочная. Еще в 1997 году губернатор Цветков издал распоряжение, что все фирмы, торгующие в регионе спиртным, должны быть лицензированы администрацией. Заветные лицензии получило всего 7 предприятий, которые до сих пор являются монополистами в регионе. Попытки прихода чужаков встречались в штыки - им просто не давали лицензий. Уже много лет некое ООО «Ронк» пытается через арбитраж добиться права работать в области, но решение суда в Магадане не исполняют. Попутно область атакуют и нелегальные торговцы водкой: они объявили местным властям криминальную войну, и на нескольких людей из команды г-на Цветкова были совершенны покушения.
Серьезные битвы вел г-н Цветков и за морские порты. Долгое время при непосредственном участии г-на Цветкова шла борьба за «Магаданский торговый порт» (МТП). Этой весной победу одержал губернатор, и МТП возглавил его заместитель Андрей Зинченко.
Также г-н Цветков свойственными ему методами убрал в конце 90-х годах все, как ему казалось, ненужные рыболовецкие фирмы - до поры именно мурманский комитет по рыболовству решал кому и какие выдавать квоты. Когда же власти постановили, что судьба квот должна решаться на аукционах в Москве, главным противником этого выступил именно г-н Цветков.
Немало вопросов вызывала и идея Цветкова о создании в области особой экономической зоны (ОЭЗ). Зарегистрировавшиеся в ней фирмы освобождались от уплаты налогов в федеральный бюджет и выплаты части таможенных пошлин, зато делились выручкой с обладминистрацией. Понятно участниками этой зоны в первую очередь стали почти все местные золотодобывающие, водочные и рыбоперерабатывающие предприятия.
Юрий ВЕРШОВ