|
|
N°194, 21 октября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Человек выдержал натиск машины
Ничья в матче с ЭВМ принесла Крамнику 750 тысяч долларов
Первый в новом столетии шахматный матч «Человек против машины» стал историей. Соперничество россиянина Владимира Крамника и компьютера «Дип Фритц» так и не выявило победителя. После восьми партий, проведенных в столице Бахрейна Манаме, зафиксировано абсолютное равенство сил -- 4:4. И живому мозгу, и электронному удалось одержать по две победы, еще четыре партии, в том числе и две последние, завершились мирным исходом.
«Этот матч стал для меня тяжелейшим испытанием, -- сказал Владимир Крамник. -- В нем произошло несколько драматичных поворотов, которые отняли большое количество нервной энергии. В первой половине противостояния мне удалось дважды обыграть компьютер, а потом оказалось, что «Дип Фритц» умеет делать выводы из поражений и перестраиваться по ходу состязания. К тому же у меня накопилась усталость, а неодушевленному железу такие ощущения незнакомы. У меня был небольшой шанс в заключительной партии, ведь я играл белыми фигурами. Но в ночь перед игрой хорошо выспаться не получилось, в Бахрейне жарко и душно, поэтому в начале последнего поединка я не смог сразу же захватить инициативу».
Если бы Крамник победил, его итоговый гонорар должен был составить ровно 1 млн долларов. При ничейном исходе Владимир к гарантированным 500 тысячам долларов добавил еще 250 тысяч. Видимо, поэтому он и не стал рисковать в восьмой партии, делал крайне осторожные ходы и предложил мир уже на 21-м ходу. «Уверен, что сильнейшие шахматисты планеты имеют определенный запас по времени, прежде чем компьютеры станут побеждать нас, -- считает Крамник. -- Восемь партий против «Дип Фритца» достаточно для того, чтобы я сделал выводы, как лучше бороться с машиной. Полагаю, в будущем я смогу победить компьютер, хотя, честно говоря, не ожидал, что «Дип Фритц» так надежно действует в позиционной борьбе и очень точно защищается».
Совершенно противоположной точки зрения придерживается один из ведущих разработчиков шахматной программы Фредерик Фридель: «Пройдет еще несколько лет, и наше детище сможет сломить человека, мы будем сильнее чемпиона мира, кто бы ни занимал шахматный трон. «Дип Фритц» уже получил немало комплиментов за свою силу в тактике, умение вести позиционную борьбу. А ведь безупречность ходов ЭВМ в самых сложных партиях -- это еще и мощнейший психологический пресс для человека. Вы же видите, как вымотался, как опустошен Крамник».
Матч, стартовавший 4 октября, вызвал колоссальный интерес во всех уголках земного шара. За прямыми трансляциями партий по Интернету следили десятки миллионов пользователей Всемирной сети. Опросы общественного мнения показали, что подавляющее большинство простых людей откровенно болели за Крамника и только узкая прослойка математиков и программистов ратовала за торжество электронно-вычислительной машины. Фактически матч состоял из двух частей. Крамник доминировал в его первой половине, играя свободно и раскованно, и боролся с усталостью во второй, позволив «Дип Фритцу» восстановить равенство. И все же ничейный итог следует занести в актив прежде всего Крамнику. Пять лет назад «Дип Блю» победил Гарри Каспарова, а «Дип Фритц», более сильная программа, «положить на лопатки» человека не смогла. Значит, говорить о превосходстве машины над живым организмом еще рано. Как видим, писатели-фантасты ХIX и начала XX века сильно заблуждались, когда предсказывали безоговорочное господство электроники и роботов уже к третьему тысячелетию.
Владимир ИЛЬИН