Принятие чрезвычайных законов по борьбе с терроризмом помогло Джакарте сделать первый шаг к обузданию исламских радикалов. В конце минувшей недели индонезийская полиция арестовала 64-летнего мусульманского лидера Абу Бакар Башира. Он подозревается в причастности к организации
кровопролитного теракта на острове Бали 12 октября, унесшего жизни более 180 иностранных туристов.
Арестованный Башир остался на больничной койке в госпитале в городе Соло, куда он поступил несколько дней назад с жалобами на истощение и трудности с дыханием. Глава индонезийской службы криминальных расследований Арианто Сутад заявил, что Башир «останется в больнице, пока не выздоровеет». Скептики предупреждают, что болезнь может затянуться -- в Индонезии многие высокопоставленные подозреваемые успешно прячутся по больницам от тюрьмы и допросов следователей.
Демократические власти Индонезии страшатся радикальных исламистов, чьи акции неповиновения будут играть на руку военной верхушке, мечтающей вернуть былое политическое влияние. Правозащитники уверяют, что Башир пользуется негласным покровительством со стороны армии, готовой использовать исламистов для дестабилизации положения внутри страны. Примечательно, что Башира арестовали не за причастность к теракту на Бали, а за организацию взрывов в христианских церквях Индонезии два года назад (тогда погибли 19 человек) и нападение на главную мечеть Джакарты.
Министр обороны Индонезии Матор Абдул Джалил заявил, что к взрыву на Бали причастна «Аль-Каида», однако он указал лишь на косвенную связь между Баширом и этим терактом. По его словам, главным подозреваемым в организации взрыва ночного клуба является подручный Башира по имени Хамбали. Хотя по новым законам за организацию терактов Баширу может грозить смертная казнь, этот исход маловероятен: такой приговор вызвал бы излишний резонанс в консервативных исламских кругах.
До взрыва в Бали Башир жил абсолютно открыто, а про его организацию «Джамаа исламия», которую теперь Запад требует включить в список террористических, в Индонезии не говорили. В 1982 году во времена авторитарной власти Сухарто он получил тюремный срок за призывы к введению законов шариата в светской Индонезии. Ныне Башир не скрывает симпатий к Бен Ладену и ненависти к американцам и евреям, но решительно отрицает причастность к терроризму.
Перед властями трудный выбор: если Башир не будет наказан, это разгневает Запад, если же его покарают, радикалы воспримут это как удар по исламу в угоду «иноверцам». Глава радикального Движения исламской молодежи Суиаб Диду заявил, что теракт в Бали и закон о борьбе с терроризмом, по которому арестовали Башира, были «грязной ловушкой США», в которую со всего размаху угодила официальная Джакарта.