|
|
N°194, 21 октября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Каземира Прунскене: «В Европу надо идти не с закрытыми глазами»
В эти выходные в Литве завершилась регистрация кандидатов в президенты -- выборы состоятся 22 декабря. Фавориты гонки -- нынешний президент Литвы Валдас Адамкус и спикер сейма Артурас Паулаускас. Всего же кандидатов -- 20. Среди них женщина, которая вряд ли нуждается в особом представлении. Каземира Прунскене, первый премьер независимой Литвы, была почти так же популярна в мире, как Горбачев. Но затем наступила пауза, «янтарная леди» ушла из политики, окунувшись в науку, из которой «выплыла» уже во второй половине 90-х в качестве создательницы Женской партии, вскоре сменившей название на «Новую демократию». Сейчас г-жа Прунскене заключила союз с довольно активной и многочисленной Крестьянской партией, от которой и баллотируется в президенты. В беседе со спецкором газеты «Время новостей» в Вильнюсе Владимиром СКРИПОВЫМ г-жа Каземира ПРУНСКЕНЕ затронула темы, наиболее важные сегодня для россиян.
-
- Где вы видите границу компромисса по калининградскому узлу?
-- Позиции сторон должны быть значительно эластичнее. Вариантов для компромисса, сутью которого является минимизация неудобств для людей, масса: это и магнитные карточки, и многократные визы за символическую цену, и вариант с поездом... Важно, чтобы исходили из сути, а не из каких-то формальных критериев. На мой взгляд, литовский сейм, приняв недавно жесткий документ по проблеме виз, погорячился. Лично у меня были иные предложения, но большинство депутатов их не поддержало. Хотя избежать виз сегодня, когда Польша и Литва намерены вступить в Евросоюз, наверное, не удастся. Но речь должна идти о предоставлении калининградцам многоразовых, доступных, а возможно, и бесплатных документов для пересечения границы. Что касается безвизовых транзитных поездов через нашу территорию, то в Литве очень болезненно реагируют на эти разговоры. В целом мы бы не хотели, чтобы эта проблема отсрочила момент вступления Литвы в ЕС, но готовы искать компромисс.
-- В отношениях с Россией у Литвы есть еще одна болезненная точка -- Мажейкяйский нефтеперерабатывающий завод, где российская компания ЮКОС получила контрольный пакет акций, что понравилось не всем литовцам. А вам не кажется, что вообще плачевное положение с модернизацией Мажейкяйского НПЗ -- следствие ошибки, допущенной Вильнюсом в начале 90-х, когда решили строить Бутингский терминал, истратив на него кучу денег, которые нужны были НПЗ?
-- Ну, можно, конечно, было заняться только Клайпедским терминалом. Но в плане национальной безопасности нужна была альтернатива российским поставкам. Проблема возникла из-за плохого хозяйствования, обусловленного тем, что нефтекомплекс попал в руки одного инвестора, причем на таких условиях, когда он практически не нес никакой ответственности за результаты работы предприятия. Увы, при передаче руля ЮКОСу не было попыток подкорректировать ситуацию, не удалось повысить роль государства в управлении комплексом. Теперь ЮКОС неприкосновенен еще больше, чем прежде американская компания Williams, поскольку наряду с правом на оперативное управление имеет в своих руках и контрольный пакет акций. А это нехорошо, не создает уверенности в будущем.
-- Что изменилось бы, если половину доли Williams выкупило все-таки правительство Литвы и ЮКОС тогда получил бы меньше 50%акций?
-- Думаю, власть просто не использовала юридические возможности, чтобы отстоять свои права в лондонском арбитраже. Думаю, при анализе текста соглашения с ЮКОСом и обстоятельств его подписания нетрудно было бы усмотреть в них признаки и коррупции, и внутренних противоречий, и несоответствий с тем, как должны пониматься функции стратегического инвестора.
-- Вы активно занимаетесь проблемой Игналинской АЭС. Нужно ли ее закрывать, как того требуют европейские страны?
-- Закрытие Игналинской АЭС повлечет за собой множество проблем, главной из которых станет подорожание электроэнергии -- по разным оценкам, от 10 до 30%. Наша задача -- максимально смягчить этот негативный эффект. Еврокомиссия настаивает на закрытии второго реактора в 2009 году, то есть до истечения его «паспортного» срока. Мне удалось убедить коллег и правительство принять эту дату с очень важной оговоркой: ЕС должен дать твердые гарантии, что возьмет на себя основные расходы, связанные с закрытием АЭС. Этот тезис четко прописан в стратегии. Мы зафиксировали и другое важное положение -- о сохранении статуса Литвы как страны с атомной энергетикой, что дает право построить, с привлечением внешних инвестиций, на месте старой новую АЭС. Победа в этом вопросе -- хороший вклад в мою избирательную кампанию. Вообще же наша партия придерживается центристской ориентации: мое кредо -- согласование интересов широкого спектра. Мы придаем большое значение развитию бизнеса, но не забываем и о социальной ответственности государства. Что касается евроинтеграции, то мы ее приветствуем и поддерживаем, но не с закрытыми глазами, не на любых условиях.
Беседовал Владимир СКРИПОВ