|
|
N°193, 18 октября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Россия должна смотреть на Норвегию
Широко распространена точка зрения, что дальнейшее развитие российской экономики возможно на основе использования либо (как и прежде) сырьевого потенциала, либо (как альтернатива) опережающего роста наукоемкого, высокотехнологичного сектора. При этом считается, что первый путь является ущербным, ведущим к технологическому отставанию России от развитых стран мира и усилению нашей экономической зависимости.
Сложившаяся ситуация во многом предопределяет будущие пути инновационного развития нефтегазового сектора. Поскольку оно сопряжено с крупными инвестициями, осуществить его можно только при условии привлечения иностранного капитала. Сейчас реализуется модель развития по формуле: «российские ресурсы плюс иностранный капитал и технологии». Совершенно очевидно, что актуальным является переход к другой модели развития, в основе которой лежит формула: «российские ресурсы и технологии плюс иностранный капитал».
Для оценки возможности такого перехода следует тщательно проанализировать стратегии «внедрения» иностранных компаний в нефтяной сектор различных государств, например Великобритании и Норвегии. В нефтяной сектор первой вошли ведущие компании мира со своими технологиями, а за ними потянулись сервисные и наукоемкие фирмы. Как следствие, национальная наукоемкая нефтяная промышленность создана не была. В Норвегии же были целенаправленно (под контролем государства) сформированы условия для становления национальных наукоемких сервисных компаний и системы научно-технологических центров. В результате постепенно сложилась высокотехнологичная национальная нефтегазовая промышленность.
Россия пока идет по британскому пути -- в основном иностранные технологии, иностранные компании и участники. Поскольку реализация данной модели осуществляется в условиях, когда экономика страны только начинает выходить из глубочайшего кризиса, происходит усиление сырьевой зависимости и продолжается стагнация в отечественной промышленности и науке в целом. Но даже такой путь инновационного развития имеет преимущества по сравнению с развитием инерционным. Технологическое обновление нефтегазового сектора, способствующее повышению его конкурентоспособности и сокращению издержек, снижает предельную планку роста цен на энергоресурсы на внутреннем рынке. Соответственно, в рамках национальной экономики расширяются инвестиционные возможности, которые следует использовать прежде всего для развития высокотехнологичных отраслей.
Чтобы значительно усилить позитивный эффект инновационного развития, распространить его воздействие на всю отечественную экономику, необходимо перейти от британской модели, по которой сейчас идет Россия, к другой, схожей с норвежской. Нельзя надеяться на то, что смена модели инновационного развития нефтегазового сектора произойдет сама собой, это возможно только в результате активного государственного вмешательства.
В рамках государственной инновационной политики должны строго выдерживаться два принципа. Первый -- принцип конкурентоспособности: стимулирование спроса на отечественную наукоемкую продукцию не должно трансформироваться в неоправданный протекционизм, способный в конечном счете привести к падению конкурентоспособности российских нефтегазовых ресурсов. Второй -- принцип универсальности, подразумевающий, что стимулирующие меры должны распространяться на всех производителей нефти и газа, оперирующих на территории нашей страны, вне зависимости от их национальной принадлежности.
Второй принцип исключительно важен в условиях притока иностранного капитала и проникновения западных компаний в российский нефтегазовый сектор. Вся экономика нашей страны (не говоря уже о нефтегазовом секторе) находится в сильной зависимости от конъюнктуры мирового рынка энергоресурсов. Но эта зависимость не является односторонней. Запад в ощутимой степени зависит от поставок энергоресурсов из России. Следовательно, одна из главных задач государства состоит в том, чтобы эффективно использовать зависимость зарубежных потребителей от поставок нефти и газа из России с целью подъема наукоемких отраслей отечественной экономики. При этом конкретные механизмы воздействия должны в значительной мере «материализоваться» в условиях привлечения иностранного капитала и иностранных компаний в российский нефтегазовый сектор.
В сфере регулирования процессов недропользования необходима прежде всего систематизация норм и правил, регламентирующих научно-технические условия поиска, разведки и разработки месторождений нефти и газа. В сфере регулирования рынка инновационных ресурсов (по крайней мере на этапе его формирования) необходимо, на мой взгляд, воссоздать систему государственных научно-технических центров. Кроме того, должно быть обеспечено бюджетное и ценовое регулирование, направленное на поддержку фундаментальных и прикладных исследований «прорывного» характера, обеспечение «справедливого» распределения финансовых ресурсов между различными участниками рынка инновационных ресурсов.
В сфере регулирования инвестиционной деятельности требуется реализовать комплекс мер, различающихся в зависимости от конкретных инновационных проектов и областей их осуществления. К сожалению, пример одностороннего подхода -- шаги и меры, направленные на улучшение инвестиционного климата в этом году. В первом полугодии инвестиции в основной капитал выросли менее чем на 2% по сравнению аналогичным периодом прошлого года, а прямые иностранные капиталовложения сократились на 10%. В итоге получается, что налоговые новации, которые должны были увеличить инвестиции, на самом деле привели к их фактической стагнации.
Российский нефтегазовый сектор вступает на путь инноваций. Чтобы значительно усилить позитивный эффект от этого и распространить воздействие на всю отечественную экономику, необходимо перейти к новой модели развития. Нефть и газ должны работать на общий подъем экономики страны не только через налоговые поступления в бюджет, но и главным образом через инновационный фактор.
Юрий ШАФРАНИК, председатель совета Союза нефтегазопромышленников России, министр топлива и энергетики РФ в 1993--1996 гг.