|
|
N°157, 30 октября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Неравноценный обмен
Sun собирал на «Горбушке» пиратские диски
Два последних дня московский рынок у ДК им. Горбунова -- знаменитой «Горбушки» -- пережил неординарное шоу. У главной сцены под звуки молодежных ансамблей люди в кожаных косухах и в менее рокерской одежде радостно боролись с пиратской продукцией по призыву московского офиса Sun Microsystems. Все это мало напоминало милицейские рейды, организуемые время от времени на "Горбушке" основным конкурентом Sun -- компанией Microsoft (MS). В итоге, говорят представители корпорации, не хватило завезенных в цитадель пиратства двух тысяч CD с новой русифицированной версией офисных приложений StarOffice 5.2 -- и пришлось добавлять.
Количество раздаваемых легальных копий программы, которые московские студенты, одетые «людьми-бутербродами» (с информационными плакатами на груди и спине), обменивали на контрафактные, было увеличено на четверть. Собрано более 2 тыс. пиратских копий программ от разных "пиратов-производителей". Глава представительства Sun Сергей Тарасов, признавшийся газете «Время новостей», что оказался на «Горбушке» впервые, с удовольствием рассматривал собранную пиратскую продукцию и под объективами теле- и фотокамер разбрасывал ее у своих ног.
Впрочем, легальный диск StarOffice можно было получить также, заполнив анкету социологического опроса или... поучаствовав в мужском стриптизе, спровоцированном на сцене девушками-ведущими. Молодые люди соревновались в скорости раздевания и, довольные, полунагишом покидали сцену под накрапывающим осенним дождичком.
К будущей пятнице антипиратская акция «Начни с себя», организованная совместно с телеканалом TV-6, завершится в передаче «День за днем», во время которой в студии будет показательно уничтожено все собранное. Хотя первые диски были растерзаны толпой еще у сцены «Горбушки» под песни «Забав простолюдина», «Вкусного», «Маркшейдера» и других музыкальных команд из Москвы, Питера и Пскова.
По сведениям газеты «Время новостей», вся акция, включая события на рынке и ежедневные телетрансляции до самой пятницы, обошлась Sun всего в 1,5 тыс. долл. В московском офисе корпорации надеются, что эффект по популяризации компании и ее офисных приложений значительно превзойдет затраты.
Разительное отличие акции Sun от рейдов, организуемых Microsoft, объясняется различием подходов двух корпораций к рынку программного обеспечения. В распространении программ на основе своего языка Java Sun придерживается принципа открытых исходных кодов. Каждый программист может писать программы на основе «исходников» Sun, и это придает их развитию дополнительное ускорение. Сообщество приверженцев открытых кодов включает также разработчиков приложений на Unix и Linux, распространяемых бесплатно. В России один из ведущих сборщиков Aquarius бесплатно устанавливает на своих компьютерах русские версии Linux и StarOffice 5.2, локализованные петербургской компанией Linux Инк.
Принцип MS -- только за деньги. И по иронии судьбы акция московского офиса Sun совпала с признанием MS, что некие хакеры полтора месяца «паслись» в ее внутренних сетях, пытаясь заполучить «исходники» новых версий Windows и MS Office. Пресс-служба MS отрицает, что хакерам это удалось, хотя руководителю MS Стиву Боллмеру пришлось признать, что «некоторые коды взломщики видели». The Wall Street Journal утверждает, что к самым интимным тайнам MS подбирался кто-то, чей компьютер находится в Санкт-Петербурге.
Александр ЛЕВИНСКИЙ