|
|
N°193, 18 октября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
С одним «н»
Канский видеофестиваль добрался до Москвы
В субботу, 19 октября, в культурном центре «Дом» пройдет показ фильмов из программы Первого международного Канского видеофестиваля. В августе этого года он прошел, как явствует из названия, в городе Канске (что в 300 км от Красноярска), а совсем недавно большая программа фестивальных картин была с невероятным успехом показана в рамках анапского «Киношока». В «Доме» полностью покажут конкурсную программу фестиваля -- 43 фильма из России, Франции, Финляндии, Норвегии, Сербии, Болгарии, Эстонии, Австралии, Польши, Австрии и Ливана -- общей продолжительностью пять с половиной часов. За Гран-при фестиваля -- «Золотой пальмовый секатор» -- в Канске боролись опусы, представляющие, по словам организаторов мероприятия, «все возможные жанры, стили и направления: видеоарт, документация перформанса, видеоинсталляция, игровое видео, документальное видео, цифровая компьютерная анимация, экспериментальное видео, видеоклип». Впрочем, опасаться обилия умных терминов, оканчивающихся на «-ция», не стоит: за мудреными обозначениями в основном скрывается продукция вполне эффектная и доступная даже для неофитов.
Главное, что привлекает в программе, -- ее фантастическое разнообразие. Среди конкурсных картин можно найти и вполне традиционно рассказанные истории, и обычные для видеоарта коллажи, поучительные мультфильмы и абстрактные зарисовки, анекдоты и исповеди. Американский 17-минутный фильм «Получилось» Питера Бринсона рассказывает о людях, испытавших на себе обволакивающее воздействие модного антидепрессанта, мультфильм «Комариха и конь» Ранда Микка (Эстония) -- об особенностях национального сознания маленького, но гордого народа, «Битва с пришельцами» екатеринбужца Виктора Давыдова -- натурально о битве с пришельцами, «Черный пахарь» Аристарха Чернышова и Владислава Ефимова -- об Арнольде Шварценеггере, а о чем рассказывает, допустим, 40-секундный фильм красноярцев Бориса Рыженкова и Виктора Сачивко, вряд ли смогут с точностью сказать и сами авторы. Но смотреть на все это крайне занимательно. Разумеется, не все из представленных фильмов удачны в равной степени, но то, что программа не состоит сплошь из безусловных шедевров, придает ей необходимую репрезентативность: впечатление о положении дел в современном видеоискусстве складывается едва ли не исчерпывающее. Но самое главное -- любой зритель из четырех с лишним десятков произведений обязательно найдет хотя бы одно, которое тронет его до глубины души и подарит незапланированную встречу с долгожданным счастьем, лишенным всяческой культурологической рефлексии.
Явно очень для многих таким фильмом станет микрошедевр подлинных чувств длиной в одну минуту под названием «Песня». В этом дивном, кристально чистом произведении режиссер и исполнительница главной роли Елена Шарова «без помощи, но при посредстве» замечательного котика неопределенного пола исполняет заявленную в названии «песню» про вечерний звон. В тех местах, где по идее должно звучать сакраментальное «бом-бом», Шарова давит котику на живот и он -- мистическим образом попадая в такт -- кряхтит и попискивает. Вот тут-то искусство кончается бесповоротно, и на глаза зрителей наворачиваются вполне видимые миру слезы юродивого, но от того ничуть не менее ошеломляющего катарсиса. Или «котарсиса», как вам будет угодно.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ