|
|
N°193, 18 октября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Собранной базы данных вполне достаточно»
Несмотря на то что первые обобщенные данные, полученные в ходе Всероссийской переписи населения, станут известны не раньше начала 2003 года, а окончательные только в 2004-м, заместитель председателя Госкомстата России Сергей КОЛЕСНИКОВ считает, что уже сегодня можно говорить о главном результате. Перепись, которую откладывали несколько лет из-за финансовых проблем, наконец-то состоялась.
-- Сергей Владимирович, о каких еще результатах уже можно говорить. Стала ли перепись-2002 действительно всероссийской?
-- По данным Госкомстата, около 90% жителей страны точно переписаны. Даже полученных на данный момент цифр достаточно для того, чтобы создать портрет современной России. Поэтому с полной уверенностью перепись можно назвать состоявшейся. Но ведь еще не все опросные листы собраны, переписные участки будут работать до 21 октября, и кроме того, в ближайшие дни переписчики совершат контрольный обход каждой десятой квартиры и дома с тем, чтобы снизить статистическую погрешность учета. По моим предположениям, после завершения всех этих мероприятий мы получим 95--97% опрошенных. То есть в худшем случае неучтенным останется 5% населения страны.
-- Но почему же многие граждане, москвичи в частности, утверждают, что переписчиков они даже в лицо не видели?
-- Такие сведения в Госкомстат не поступали. Население сел, деревень и других отдаленных пунктов переписано полностью. Сложнее в городах. Чем крупнее город, тем больше возникает проблем у счетчиков. Люди по-разному воспринимают перепись. Заставить человека открыть дверь переписчику мы не можем. Тем не менее отказавшихся от участия не так много -- всего 3%. Это ожидаемый результат, поскольку такие же данные показал и социологический опрос накануне переписи.
-- Если все было настолько предсказуемо, то почему в некоторых регионах возникла нехватка переписных листов?
-- Дело в том, что при распределении бланков Госкомстат руководствовался уже имеющимися у нас данными о численности населения. Но мы же не можем держать под контролем все миграционные процессы внутри страны. Я считаю, что нехватка переписных листов наблюдалась только в том случае, если людей в регионе оказывалось больше, чем по текущему учету. С этим явлением мы сталкивались в основном в Москве и других крупных регионах, поскольку они вбирают в себя большое количество жителей, в том числе и официально не зарегистрированных.
-- Беспрецедентный рост населения в Чечне вы можете как-то объяснить?
-- Нет. Сколько их родилось, столько и родилось. От Госкомстата это не зависит.
-- Но ведь и другие дотационные регионы могут выдать столь же неожиданную статистику.
-- Естественно. Любой глава администрации, будь это муниципальное образование или область, заинтересован в сохранении и даже увеличении численности населения. Это понятно: чем больше население, тем больше дотаций. Соответственно, тем лучше живет регион. Но мы надеемся, что перепись покажет все же истинную картину внутренней жизни страны. Мы не рассчитываем, что будут приписки и большие искажения. Пресекаем любые попытки сфальсифицировать результаты... В смысле -- готовы пресекать. Пока таких случаев не зафиксировано.
-- Какова будет погрешность в демографической картине, которую вы намерены создать по итогам переписи?
-- Небольшая, максимум 3%. Для демографии, как и для социологии, стопроцентная выборка избыточна. Даже уже собранная база данных позволит с математической точностью строить экономическую, миграционную и социальную политику: видно, что в одних регионах численность уменьшилась, например на Севере, а в Москве и на юге России, наоборот, увеличилась. А понять, насколько многонациональна наша страна и какова численность сельского и городского населения, мы сможем не раньше весны будущего года.
Беседовала Анна ШПАК