|
|
N°193, 18 октября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Московские следователи ждут помощи Запада
В деле о «форвардных контрактах» НРБ не хватило документов
Затяжная и скандальная тяжба между Национальным резервным банком (НРБ) и французским банком Credit Agricole Indosuez (CAI), обсуждавшаяся даже на уровне президентов двух стран, на этой неделе зашла в тупик. Главное следственное управление (ГСУ) при ГУВД Москвы, возбудившее в свое время по факту этой истории уголовное дело о мошенничестве, на днях было вынуждено его приостановить. Милиционеры не могут продолжить расследование без получения материалов из ряда западных стран, но там пока помогать российским следователям не спешат.
История о конфликте двух банков, позже переросшем в настоящую финансовую войну, в изложении каждой из сторон выглядит, естественно, по-разному. Как утверждают в CAI, еще до 1998 года НРБ заключил с ним и его филиалами 14 форвардных контрактов о продаже валюты и даже якобы выплатил премию в размере 39 тыс. долларов. Доллар тогда стоил порядка 6 рублей, и именно такая цена была указана в контрактах. Потом грянул дефолт, и рублевая цена доллара взлетела в несколько раз. По версии CAI, эти обстоятельства не могут служить оправданием для НРБ по неисполнению своих обязательств. Поэтому Credit Agricole Indosuez посчитал, что понес ущерб более чем на 100 млн долларов, и подал соответствующий иск в суд штата Нью-Йорк. Последний принял решение наложить арест на активы НРБ в ряде стран на сумму 500 млн долларов, что и было сделано. Национальному резервному банку, правда, удалось отсудить половину этих денег, но оставшаяся часть по-прежнему находится под арестом.
Со своей стороны НРБ тоже начал тяжбу с CAI -- уже в России. Он сумел добиться в Высшем арбитражном суде РФ признания того, что форвардные сделки вообще не заключались и арест активов, соответственно, незаконен. Более того, суд постановил, что CAI должен выплатить НРБ еще и компенсацию в размере 75 млн долларов. Однако федеральный суд Нью-Йорка отказывается признавать решение российского арбитражного суда. Противостояние приняло такой характер, что, по данным информагентств, президент Путин недавно лично обратился к главе Франции Жаку Шираку с предложением урегулировать конфликт между банками, который негативно сказывается на сотрудничестве финансовых кругов двух стран.
Заинтересовался этой эпопеей и ГУБЭП МВД. Его представители провели серию выемок в НРБ и московском представительстве CAI. По их результатам ГСУ при ГУВД Москвы возбудило уголовное дело о мошенничестве. Причем формулировка его была следующей: «Уголовное дело возбуждено по факту покушения на хищение денег НРБ путем взыскания денег банка в 1999 году в суде США на неисполнение обязательств по 14 форвардным контрактам с женевским отделением Indosuez International Finance («дочка» CAI. -- Ред.), в результате чего экономическим интересам России может быть причинен крупный ущерб».
Поначалу расследование проходило вполне успешно, и французская полиция по просьбе российского МВД даже допросила ряд сотрудников CAI, но потом оно затихло. Власти четырех других стран, обладающих документами обо всех перипетиях банковского скандала, -- США, Бельгии, Великобритании и Северной Ирландии -- так и не отреагировали на запросы российских спецслужб о правовой помощи. А без получения от них соответствующих документов следователи не могут дальше вести дело. Поэтому на днях ГСУ приняло решение приостановить расследование до получения из-за границы необходимых материалов. Когда они придут и придут ли вообще, пока никто сказать не может.
Александр ШВАРЕВ