|
|
N°193, 18 октября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Удобно для политических манипуляций
Трансферты обходятся государству все дороже и дороже
В пятницу Госдума должна рассмотреть бюджет-2003 во втором чтении. Депутаты, как и обещали, настояли на перераспределении средств расходных статей бюджета. За счет сокращения финансирования раздела «международная деятельность» увеличены расходы на 2 млрд руб. по статье «финансовая помощь бюджетам других уровней».
Федеральная помощь бюджетам других уровней входит в шестерку самых крупных разделов основного финансового документа страны. В 1999--2002 годах на эти цели уходило не менее 70% расходов. Финансовая помощь, кроме того, наиболее быстро растущая статья расходов. Ее рост намного опережает и рост федерального бюджета, и рост ВВП, и рост региональных бюджетов. Все большая часть создаваемых в успешных субъектах федерации ресурсов перераспределяется в регионы, которые обладают наименьшим налоговым потенциалом. С точки зрения поддержания экономического роста это не самая разумная политика. Но у стратегии бюджетного выравнивания иная цель -- сократить разрыв между бедными и богатыми регионами в объеме средств, доступных им на расходование в области социальных нужд.
Однако проводимая Кремлем политика в этой сфере не является эффективной. Если неравенство регионов измерить по шкале от 0% (полное равенство) до 100% (крайняя степень неравенства), то получается, что неравенство с каждым годом растет. В 1999 году оно составляло 39%, в 2000-м -- 44%, в 2001-м -- 55%. После выделения выравнивающих трансфертов степень неравенства незначительно сокращается: в 1999 году -- до 34%, в 2000-м -- до 39%, в 2001-м -- до 49%.
Но цена год от года все выше. В 1999 году на эти цели было потрачено 1,39% ВВП, в 2002-м -- 1,46% ВВП, в 2001-м -- 2,5% ВВП. При этом степень неравенства после распределения помощи ежегодно возрастает. И результатов выравнивания экономического развития мы не наблюдаем.
Оставляет желать лучшего и сама методика дележа средств Федерального фонда финансовой поддержки регионов. Трансферты распределяются по формуле, гарантирующей единый подход ко всем территориям. Основа этой формулы -- налоговый потенциал. Если налоговая база у тебя есть, но ты соберешь налогов меньше, чем в среднем по России, то это означает, что твои усилия недостаточны. Поэтому нехватка бюджетных средств тебе компенсироваться не будет.
Впрочем, и объективность расчета налогового потенциала сегодня оставляет желать лучшего. Перекосы в распределении трансфертов наблюдаются именно из-за этого.
Для расчета налогового потенциала Минфин использует показатель валового регионального продукта (ВРП), то есть объема добавленной стоимости, произведенной на территории региона. При этом измеряется, сколько добавленной стоимости произвела каждая их существующих в регионе отраслей. Данные предоставляет Госкомстат. Но по ряду отраслей и по ряду налогов центр дает федеральные льготы. Формула распределения трансфертов их не учитывает. Поэтому регион никак не может влиять на собираемость налогов с данной отрасли. Применение единых налоговых нагрузок для всех регионов приводит к значительному завышению потенциала субъектов, на территории которых развита оборонная промышленность.
Вызывает вопрос и само количество отраслей, участвующих в расчете по формуле. Включение дополнительной подотрасли ведет к изменению трансферта в ту или иную сторону для всех регионов. Если бы в расчете на 2002 год была разбита на подотрасли пищевая промышленность, то это привело бы к существенному уменьшению трансферта регионам, производящим алкогольную продукцию. По выкладкам Центра фискальной политики, в наибольшей степени от такой разбивки проиграла бы Кабардино-Балкария, а выиграл бы Приморский край. Когда количество отраслей и степень подробности их разбивки меняются из года в год, ситуация может быть использована для политических манипуляций. В этом случае ставится под сомнение не только точность, но и объективность методики расчета трансфертов.
Расчет налогового потенциала по добавленной стоимости не позволяет учесть проблему «офшоров» -- Калмыкии, Ингушетии, Республики Алтай, Мордовии. Предприятия, здесь зарегистрированные, фактически действуют на территории других субъектов. Налоги они платят по месту регистрации, но их добавленная стоимость учитывается по месту основной деятельности. Благоприятный налоговый режим обеспечивает «офшорам» большой приток налоговых доходов, которые не имеют ничего общего с добавленной стоимостью, произведенной на их территории. Поэтому оценка налогового ресурса их крайне занижена.
Показатель налогового потенциала региона, рассчитываемый Госкомстатом, содержит в себе «досчеты» на теневую экономику. Берется объем товарооборота, и на основании этой цифры утверждается, что доходы региона должны быть больше, чем заявлено.
«Отраслевой» принцип расчета налогового потенциала никогда не позволит достичь справедливости в распределении трансфертов. Более рационально было бы рассчитывать трансферты по видам налогов. К тому же информация налогового министерства собирается и обрабатывается более оперативно, чем статистика Госкомстата. К примеру, при расчете трансфертов на следующий год доступны лишь данные трехлетней давности.
Галина КУРЛЯНДСКАЯ, руководитель Центра фискальной политики