|
|
N°192, 17 октября 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Съесть товарища, чтобы выжить
Самый трагический матч по регби закончился вничью
Беспрецедентный международный матч по регби состоялся позавчера в столице Чили Сантьяго. С запозданием ровно в 30 лет встретились известные в прошлом студенческие команды регбистов Уругвая и Чили. Три десятилетия назад на протяжении более двух месяцев судьба этих спортсменов держала в напряжении весь мир. О них написаны тысячи статей, книги и даже снято несколько фильмов.
13 октября 1972 года уругвайская команда по регби «Олд Христианс», в которую входили 23 студента престижного колледжа Стелла Марис, вылетела в Сантьяго-де-Чили, где в тот же день должна были сыграть с соперниками из чилийской команды «Олд Бойс». Во время полета самолет уругвайских ВВС, на борту которого было 45 пассажиров, попал в сильную бурю, пилоты сбились с курса и, допустив ошибку в управлении, врезались в склон вулкана Тингурика. Крылья и хвост самолета развалились, но передняя часть фюзеляжа уцелела, и в живых остались 29 человек. Они оказались на высоте более 3500 метров. По ночам температура опускалась до 30--40 градусов. Еды было на несколько дней: немного шоколада и мармелада, орешки, вино и виски -- то, чем угощают пассажиров в коротком полете. Уже на второй день скончались пять человек. За этими смертями последовали другие -- люди умирали на глазах товарищей, бессильных им помочь.
На десятый день студент-медик Фернандо Паррадо, на руках которого накануне умерла жена Сусана, заявил: единственный способ противостоять смерти -- питаться замороженным на холоде сырым мясом погибших товарищей. Это вызвало шок. Но потом оставшиеся в живых дали клятву: в случае их смерти товарищи могут и должны воспользоваться ими, чтобы попытаться спастись от смерти. Нума Туркати, единственная, кто так и не смог преодолеть естественного человеческого рефлекса, скончалась от голодного истощения на 60-й день.
Со временем погода в горах установилась, и самые сильные регбисты во главе со ставшим признанным лидером Фернандо Паррадо (его прозвали Мускул, хотя к тому времени он, как и остальные, потерял половину веса) начали предпринимать попытки связаться с «большой землей». Фернандо Паррадо и его товарищи, соорудившие спальные мешки из звукоизоляционного материала обшивки фюзеляжа, уходили все дальше, но только потом они узнали, что шли в сторону пустынного плоскогорья. На 60-й день по радио (его регбистам удалось снять с хвоста самолета, который они обнаружили после долгих поисков) выжившие услышали, что спасательные работы прекращены и их считают погибшими. Никто в мире не мог представить, что можно так долго продержаться в покрытом вечными льдами высокогорье.
Жертвы катастрофы решили тогда предпринять последнюю попытку спастись, а если она не удастся, перед Рождеством прекратить борьбу за жизнь. И вдруг удача улыбнулась им: на 69-й день встретили пастуха-чилийца Серхио Каталана. Но шум от горного потока, разделявшего их, помешал им объясниться. И только на следующий день удалось передать пастуху записку. В тот же день всех оставшихся в живых -- а было их всего 16 человек -- вызволили вертолеты чилийских ВВС. Эпопея вызвала в мире бурную, порой противоречивую реакцию. Родственники тех, чьи тела были съедены, так и не простили этого тем, кто выжил.
И вот через 30 лет участники драмы решили «закрыть старый долг перед прошлым». Преодолев себя, 13 из них решились снова сесть в самолет (только один предпочел трое суток добираться до места в автомобиле) и сыграть в Сантьяго отложенный три десятилетия назад матч с чилийцами. Садясь в самолет, кто-то, пытаясь успокоить товарищей, сказал: «Все будет о`кей -- попасть в авиакатастрофу дважды в жизни, да еще в том же месте, согласно теории вероятности, абсолютно невозможно». Ему возразили: «Это более возможно и вероятно, чем спастись после такого».
Матч в Сантьяго длился всего 5 минут. На большее сил у его участников не хватило -- сейчас это поседевшие люди, которым в среднем под 50, все они давно оставили большой спорт, многие потеряли физическую форму. Будучи выходцами из высшего класса Уругвая, они сделали успешные карьеры, ведь в регби в этой стране играют обеспеченные студенты.
Игра закончилась вничью. Но все понимали: встреча не спортивная, а глубоко символическая. Тем не менее -- а может, как раз поэтому -- стадион был полон. Среди зрителей находился тот самый пастух Серхио Каталан, которому была передана записка, вертолетчики, прилетевшие за жертвами трагедии, врачи, оказавшие им первую помощь, другие участники событий тех дней. Но истинным апофеозом этой встречи стала торжественная месса, которую папский нунций отслужил на стадионе, где все присутствующие молились за упокой душ тех, кто не смог выжить в той страшной трагедии в Андах.
Хуан КОБО, корреспондент РИА «Новости» в Испании, -- специально для газеты «Время новостей»