Время новостей
     N°192, 17 октября 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.10.2002
«Личные пристрастия»
Сегодня российские кинематографисты решат, кто достоин «Оскара»
Сегодня, в шесть часов вечера, на киностудии «Мосфильм» соберется комиссия по выдвижению российского претендента на премию Американской киноакадемии «Оскар». Тайным голосованием его тринадцать членов решат, какому фильму выпадет честь представить отечество на самом престижном киноконкурсе мира. Предварительно отобрано семь претендентов: «Конец века» Лопушанского, «Любовник» Тодоровского, «Звезда» Лебедева, «Война» Балабанова, «Письма к Эльзе» Масленникова, «Дом дураков» Кончаловского, «Кукушка» Рогожкина.

Один из членов комитета, руководитель «Мосфильма» Карен Шахназаров вчера сетовал, что вокруг истории с выдвижением слишком много нервов, хотя для отечественного кино «Оскар» не имеет принципиального значения, да и для Америки номинация на лучший иностранный фильм не столь важна, так как «когда это важно, организаторы выбирают те картины, которые считают нужным, а когда они отдают это право на откуп стране-участнице, значит, это не важно организаторам».

Действительно, вокруг выдвижения шума в этом году много, хотя шум этот не слишком связан с «Оскаром» как таковым. Выдвигали же недавно «Дневник его жены» без всякого волнения: мы выдвинули -- они задвинули, никто за Алексея Учителя особенно не переживал. Иное дело сейчас. Общественное мнение уже как бы вручило золоченую статуэтку «Кукушке» -- после того, как обиженную жюри ММКФ с Чингизом Айтматовым во главе картину купила Sony Classics, компания, имеющая серьезные намерения и возможность бороться за награду для тех фильмов, что запускает в американский прокат. По мнению экспертов, у «Кукушки» действительно есть шансы не только на вхождение в число претендентов, но и на победу.

Однако в этот приятный расклад вдруг вторгся Андрей Кончаловский со своим «Домом дураков». У этого фильма тоже есть шансы -- Гран-при в Венеции (хотя призы европейских фестивалей американским академикам не указ, скорее наоборот), некоторые личные связи Кончаловского в Голливуде (Рогожкина там точно не знают), энергия и энтузиазм самого режиссера (что важно для легального давления на академиков), кроме того его тоже купили для проката (Paramount). Есть, правда, одно «но». По уставу Американской киноакадемии в номинации могут участвовать только фильмы, уже вышедшие в отечественный прокат и продержавшиеся в нем минимум неделю. «Дома дураков» же в России не шло, и его мало кто видел. Это обстоятельство решено было немедленно исправить, и вчера в Петербурге, в кинотеатре «Аврора» скромно прошла премьера венецианского лауреата, а в Москве его показали специально для членов комитета. Вспоминается некстати история с «Сибирским цирюльником» родного брата Кончаловского Никиты Михалкова. Фильм выдвинули на «Оскара» еще до того, как он был закончен, и даже морочили голову московским журналистам, что он якобы шел на каком-то сеансе в кинотеатре «Зарядье». Правда, оскаровский комитет на мякине не проведешь, и картину в тот год к рассмотрению так и не приняли.

Дело не только в том, что с фамилией Михалковых все время связано слишком пристальное внимание общественности и то, что спускают другим, у них замечают. Но и в том, что все инициативы, идущие от Никиты Михалкова (а нет человека в среде кинематографистов, который не связывал бы появление нового комитета по выдвижению, созданного решением президиума Национальной академии, как, впрочем, и саму академию, с председателем СК РФ), как-то очень странно подготовлены -- будто внезапно затеяны и непродуманны.

Вот и сегодня в уже созданную комиссию будут докооптированы два новых члена -- киноведы Сергей Лаврентьев и Вадим Михалев. Почему решение об их участии надо принимать в последнюю неделю перед голосованием? Почему пресс-конференцию собирают за день до заседания и не оповещают о ней ни одного киножурналиста? Почему нет для общественного доступа ни одного документа -- ни о регламенте, ни о процедуре, ни о том, кто именно и по каким критериям принимал все эти решения?

Президент Киноакадемии Владимир Наумов вчера заявил, что члены комиссии рассматривали претендентов на премию, руководствуясь двумя критериями: «во-первых, отбор осуществлялся по художественному достоинству, во-вторых, по их жизненной актуальности и, как мы предполагаем, по тому интересу, который может проявить общество к данной картине». Конечно, считает Наумов, «в выборе картин большое значение имела эмоциональная составляющая, определяемая личными вкусами и пристрастиями к тому или иному направлению в кино».

Теперь представим себе «личные пристрастия» собравшихся в комиссии. До недавнего времени в ней был один критик -- Лев Анненский, человек, чьи личные пристрастия в силу профессии должны быть эстетически обоснованны. Карен Шахназаров, не придавая большого значения номинации и не рассматривая в качестве аргумента реальные шансы картины, скорее всего поддержит «Звезду» своей кинофабрики. Вкусов нового председателя комиссии Владимира Меньшова предугадать не берусь. На чью сторону станут руководители Киноакадемии Геннадий Полока и Владимир Наумов? А Владилен Арсеньев, чью кандидатуру на должность председателя Госкино когда-то предложил Никита Михалков? А Глеб Панфилов, который пишет в соавторстве с Никитой Михалковым сценарий «Утомленные солнцем 2»? Элем Климов болен и скорее всего в голосовании участия не примет. Само собой, что в составе комиссии остались с прежних времен, когда для участия в ней требовалось иметь хотя бы номинацию на «Оскара», Никита Михалков и Андрей Кончаловский. Я вовсе не хочу подозревать всех участников в чем-то нехорошем. Просто если уж пошли в ход «личные пристрастия», то имеет значение, что -- видимо, чисто случайно -- собралась команда единомышленников... И очень интересно, на чем же они в результате сойдутся.

Первый русский фильм получил Оскара в 1942 году -- это была документальная лента «Разгром немецких войск под Москвой» (режиссеры Илья Копалин и Леонид Варламов).

В 1961 году за адаптацию музыки Мусоргского в «Хованщине» на «Оскара» номинировался Дмитрий Шостакович.

Победа в номинации «Лучший зарубежный фильм» досталась фильмам:

«Война и мир» (1966--1967) Сергея Бондарчука;

советско-японский «Дерсу Узала» (1976) Акиры Куросавы;

«Москва слезам не верит» (1981) Владимира Меньшова;

«Утомленные солнцем» (1995) Никиты Михалкова.

Среди номинантов были:

«Братья Карамазовы» (1969) Ивана Пырьева;

«Чайковский» (1970) Игоря Таланкина;

«А зори здесь тихие...» (1972) Станислава Ростоцкого;

«Белый Бим Черное ухо» (1977) его же;

«Частная жизнь» (1982) Юлия Райзмана;

«Военно-полевой роман» (1984) Петра Тодоровского;

«Урга» (1992) Никиты Михалкова;

«Кавказский пленник» (1997) Сергея Бодрова-старшего;

«Вор» (1998) Павла Чухрая;

российско-французский «Восток-Запад» (1999) Режиса Варнье -- выдвигался от Франции.

В разные годы от России выдвигали фильмы: «Комиссар» Александра Аскольдова, «Окно в Париж» Юрия Мамина, «Сибирский цирюльник» Никиты Михалкова, «Молох» Александра Сокурова, «Дневник его жены» Алексея Учителя.

Алена СОЛНЦЕВА